Пленка, опасная для жизни: пожар нитратной пленки в кинокомпании Fox

Вряд ли сегодня кто-то задумывается о том, что современные фильмы могут быть утеряны и больше не будет шанса их посмотреть. Кино переросло свою материальную оболочку. С появлением интернета кассеты и диски быстро устарели. Даже режиссеры, снимающие на пленку, сразу же оцифровывают ее. В “немую” и “раннюю звуковую” эру Голливуда, 60 лет назад, большинство картин существовало в единичных экземплярах. К сожалению, многие из них были утеряны навсегда. Девятого июля 1937 года историю кинематографа омрачил страшный пожар. Погиб один человек и исчезло более тысячи фильмов студии Fox. Что все-таки произошло?

Ночь пожара

Семья Бассано, проживающая в небольшом городке Литл-Ферри в Нью-Джерси, проснулась от сильной жары в квартире. Их дом стоял напротив амбара кинокомпании Fox. На тот момент в нем хранилось более 40 000 катушек нитратной кинопленки с фильмами. Все они были сняты до 1930 года. Когда миссис Бассано выглянула в окно, она увидела вспышки пламени в том самом амбаре. Именно там, днем, ее муж сторожил бесценные материалы студии. Пламя в ту ночь было настолько ярким, что люди из соседних городов выезжали на трассу – посмотреть на это зарево. Пожарные без вызова направлялись к Литл-Ферри, понимая, что ситуация становится чрезвычайно опасной. После самоэвакуации, семья Бассано наблюдала, как их дом сгорает вместе с амбаром. За 40 минут амбар сгорел и взорвался, выбрасывая из крыши комки воспламеняющейся пленки. Тогда их разнесло по всей округе.

Причина возгорания коллекции студии 20th Century Fox

Что общего у взрывчатки и старых черно-белых фильмов? Нитроцеллюлоза и ее предрасположенность к возгоранию. Кинопленка того времени была сделана на основе нитрата калия. Химический состав эмульсии таков, что она имеет свойство самовозгораться при изменении температуры. При этом не требуется высоких цифр на градуснике. Температуре воздуха достаточно перевалить за 37°C, и откроется зрелище, где “кино” горит ярче любого костра. Другой пример “нежности” нитратной пленки – это чувствительность к влажности воздуха. Пленка начинала разлагаться при влажности более 50%. Также она испускает достаточно химических соединений, присущих биодеградации, которые усиливают процесс горения. Девятого июля ничего сверхъестественного не произошло. Намеренного поджога не было – был обычный летний день в Нью-Джерси.

Последствия пожара на студии 20th Century Fox

Последствия пожаров

Случай в амбаре Fox – не первый. Студии уже переживали пожары, причиной которых становилась старая кинопленка. На студии Lasky-DeMille Barn (одной из первых в Голливуде) пленка в камере “словила” искру, и начался пожар. Было уничтожено множество декораций, киноаппаратура и костюмов. Режиссеры, актеры и съемочные команды рисковали жизнями и бежали в павильон спасать роллы пленки со своими фильмами. Стоит отметить, что здание Де Милля по сей день остается деревянным, что вдвойне опасно в связи с частыми случаями возгорания.

Кино так и продолжали снимать на нитратную пленку. Руководители кинокомпаний лишь пожимали плечами. Они винили во всем пленку, клеймили нитроцеллюлозу как “стремящуюся к саморазрушению материю”. Да, власти обязывали студии следовать протоколам безопасности и строить хранилища, согласно противопожарным правилам. Стены амбаров должны были быть толстыми и монолитными, покрытие полов – бетонным. В каждом хранилище должны быть вентиляция и водяная противопожарная система – на случай возгорания. Вот и в студии Fox “на бумаге” все имелось. По факту девятого июля сгорели и стали историей больше 80% немых фильмов. Мы больше никогда не посмотрим “Клеопатру” в исполнении Теды Бары и не посмеемся вместе с героями фильма “Музыкальное безумие”.

Кадр из фильма “Черный Нарцисс” (снятый на нитратную пленку)

Революция Кодака

Прогресс не стоял на месте. В 1949 году Истмен Кодак начал менять нитратную пленку на безопасную. В ее основе – полиэстер, триацетат – для эмульсии. Он – тот самый человек, чью фамилию мы видим на черно-желтом логотипе фотопленки до сих пор. Всего за пару лет пленка Кодака стала стандартом кинопроизводства. Улучшенные протоколы безопасности хранения пленки, ее прочность и рост популярности цифровой съемки исключили случаи возгорания.

В некоторых студиях предпочли уничтожить старые пленки самостоятельно. Сделали это во избежание опасности или с целью извлечь серебро для будущих пленок. Однако многие хранят коллекции по сей день и относятся к ним как к наследию. Ни одна современная кинопленка не сможет превзойти нитратную. За счет высокого содержания серебра в основе, картинка будто светилась. Просто взгляните на контрастность белого и черного, мягкий лунный отсвет на коже актеров в черно-белую эпоху или светящиеся “волшебные” цвета, как в одном из последних фильмов – “Американец в Париже”.

Сегодня коллекции кинофильмов уже не биодеградируют в амбарах близ жилых домов. За ними бережно следят в архивных центрах по всему миру. На сегодня сохранилось лишь 15% черно-белых и немых фильмов, снятых до 30-х. Большими коллекциями нитратной презервации обладают музей Джорджа Истмана, национальный архив BFI, MoMa, а также архив при UCLA. Нитроцеллюлозная пленка – это не просто материал, это целый пласт истории, прародитель современных киноматериалов и отдельный эстетический феномен.

Похожее