Перуанский Черномор и чешуйки из кинопленки: как создавались костюмы для советских киносказок

С возникновением советского кинематографа в 20-30-е годы появляется уникальный художественный язык, который часто называют “большим стилем”. В 1938 году выходят фильмы “По щучьему велению” и “Доктор Айболит”. Как и остальное жанровое кино, киносказка отвечала социально-политическим требованиям времени и была инструментом идеологии. Огромное количество сказочных фильмов было снято в сложные времена: сталинские репрессии, Вторая мировая война и послевоенный кризис. В условиях дефицита и железного занавеса художникам по костюмам приходилось искать нестандартные решения. Образы составляли из имеющихся под рукой материалов. Рассмотрим, как создавались костюмы для жанра:

Кащей Бессмертный

“Кащей Бессмертный” (1944) снят классиком фильмов-сказок Александром Роу. Здесь особенно интересен образ Кащея. Грим героя придумал актер, который его и сыграл – Георгий Милляр. Образ был вдохновлен видом одного из всадников апокалипсиса Васнецова и персонажами из сцен страшного суда и ада на иконах. Костюм состоит из нескольких элементов: “доспеха” в виде грудной клетки, с острыми плечами, надетым на голое тело, плаща, обода на голове, украшения на шее и латных рукавиц как у западно-европейских доспехов. Фильм был снят во время Второй мировой войны, и актера упрекали в сходстве с Гитлером. Милляр на это отвечал: “Я до такой вульгарной трактовки не дошел… Каждая эпоха выявляет своего Кащея, и в этом смысле он бессмертен”.

Руслан и Людмила

Еще один яркий образ сказочного злодея можно увидеть в фильме “Руслан и Людмила” (1972) Александра Птушко. Художник по костюмам Ольга Кручинина создала нестандартный образ Черномора. В поэме он описан как карлик с длинной седой бородой, “блистая в ризе парчевой” (риза – облачение священника для богослужения). В фильме он – в длинном плаще, украшенном замысловатыми изображениями животных и лиц. По воспоминаниям художницы, она случайно наткнулась на книгу о керамике Перу. Орнаментика керамики легла в основу изображений на плаще. Кроме того, костюмы слуг Черномора, вдохновленные видом традиционной индонезийской одежды, добавили фольклорного колорита и интересного контраста образу главного злодея.

Человек-амфибия

Дефицит материалов стимулировал изобретательность и креативность при производстве одежды, костюмов и декораций. Например, в картине “Человек-амфибия” (1961) культовый костюм главного героя Ихтиандра был выполнен из десяти тысяч чешуек. Их вручную вырезали из старой кинопленки и затем окрасили. Чешуек хватило на четыре копии костюма. Основа комбинезона Ихтиандра была изготовлена из эластичного материала, который использовался для производства женских колготок. В контексте фильма этот необычный костюм играет ключевую роль в создании образа Ихтиандра – загадочного и прекрасного существа, способного общаться с морскими обитателями.

Морозко

Образы антагонистов часто ярче образов протагонистов. Мы это видим и в фильме “Морозко” (1964) режиссера Александра Роу. В этой сказочной истории особенно запоминается образ Марфушки, исполненный Инной Чуриковой. Марфушка представлена в фильме как противоположность главной героине – Настеньке. У нее яркий и гротескный макияж – утолщенные черные брови, ярко-красные губы и щеки. Он подчеркивает ее злобный и капризный характер. Сарафан имеет необычную форму и украшен яркими, контрастными цветами и узорами, которые напоминают лубочные изображения и образцы народного творчества.

Вечера на хуторе близ Диканьки

Другая роль Георгия Милляра – черт из экранизации 1961 года повести Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Костюм черта представлял собой “волосатый”, обтягивающий костюм, в котором актер снимался в 30-градусный мороз. По сюжету фильма, кузнец Вакула, украинский хуторянин, оседлал черта и отправился за царскими черевичками (туфлями) для своей возлюбленной Оксаны. В повести нет точного описания черевичек, поэтому у художника по костюмам была полная свобода интерпретации. Туфли получились действительно сказочно красивыми. Запоминаются почти как туфли Дороти из картины “Волшебник страны Оз” (1939).

Похожее