Брутальные казахские украшения MŪRAA: интервью Меруерт Абдир

Что будет, если сделать традиционные казахские украшения в стиле рок-н-ролл? Получится MŪRAA – demi-fine бренд ювелирных изделий, основанный Меруерт Абдир. В прошлом издатель BURO. Kazakhstan, Меруерт открывает для себя новую нишу. На это у нее ушло два года, в течение которых была создана первая коллекция. Мы поговорили с ней о значении казахских традиций, вдохновении рок-н-роллом и полезности опыта в медиа для нового дела.

Опыт в модном медиа

Идея создания ювелирного бренда зародилась у Меруерт еще семь лет назад. После закрытия BURO. Kazakhstan два года назад, наконец появилось время претворить мечту в жизнь. Эстетика бренда тесно связана с насмотренностью, приобретенной в медиа. Интерес к моде, истории и происходящему в мире помог четко понять, каким будет итоговый продукт. Создание ювелирного бренда для Меруерт – естественный шаг ее развития в сфере моды:
“Я всегда мечтала работать в этой индустрии, но не знала, в какой нише. Поэтому начала с модного медиа. Мысль о ювелирном бренде пришла, когда мы с мамой заказали у ювелира массивные украшения на голову в сакском стиле для важного мероприятия. Тогда я подумала, что у нас богатая история и обширные ресурсы. Мы ведь можем создавать такое и сами. Мы с командой тщательно изучили эту сферу, пригодился большой опыт работы в медиа”.

Рок-н-ролл и мощь

Тяжелые маскулинные украшения рок-н-рольщиков стали одним из главных источников вдохновения для дизайна MŪRAA. В собственном стиле Меруерт предпочитает крупные кольца и колье – для нее это ‘statement’ (заявление). Она с уверенностью может позволить себе мужские аксессуары: “В дизайне я хотела показать мощь. Изначально думала сделать ювелирные изделия именно для мужчин. Вдохновлялась стилем модников, которые круто сочетают простую одежду с крупными украшениями. Например, Джонни Депп. Мне хотелось создать сочетание казахских традиций и современной брутальности”.

Сакральный смысл MŪRAA

В ювелирных изделиях MŪRAA большое значение имеет их сакральный смысл. Казахи всегда верили в духов предков и злых духов. Украшения служили для них защитой. Обереги были на все случаи жизни: рождение ребенка, отдельные – для сына и дочери; замужество; война; похороны и т.д. У Меруерт было желание осовременить эту традицию, объединить сегодняшнюю моду и нашу культуру: “Одно из наших украшений – ‘Тумар’ – оберег, который носят для защиты. Эта традиция сохранилась с древних времен благодаря нашим әже, которые оставляли свои украшения дочерям и внучкам – как талисманы. Мне кажется, если в будущем мы не будем передавать фамильные драгоценности следующему поколению, традиция исчезнет”. Подвеска “Тумар” имеет особенное значение для Меруерт. Дизайн продуман так, чтобы он выглядел круто и не терял “функционал” оберега. Полая подвеска откручивается с одной стороны, туда можно вложить молитву, пожелание и не только. Кроме того, в коллекции есть крутящееся кольцо с зернью, вдохновленное четками: “Можно крутить его на пальце и загадать желание”.

Наследие зергеров

Когда Меруерт поделилась с родственниками мечтой о ювелирном бренде, они рассказали ей, что она – потомок зергеров. В казахской культуре зергеры (с персидского “зер” – золото, золотое украшение) – ювелирные мастера, которые работают с золотом и серебром. В основном зергеры работали в одиночку и часто передавали свое мастерство по наследству. “Ювелирным искусством занимались как с отцовской стороны, так и с материнской. Видимо, желание заниматься этим делом у меня в крови”, – делится Меруерт. Археологические находки Казахстана говорят о великолепном мастерстве зергеров. Техники ювелирных украшений впечатляют: штамповка, гравировка, зернь, инкрустация. Чтобы продолжать древнее ювелирное искусство Казахстана, многие технологии прошлого используются при производстве изделий MŪRAA.

Развитие индустрии

MŪRAA – это локальный продукт с местным производством: “У нас своя оборудованная мастерская в Алматы. Мы хотим развивать индустрию здесь, чтобы в команде были местные ребята – выпускники колледжей по прикладному и ювелирному искусству”. Несмотря на трудности локального производства (нехватка квалифицированных специалистов и особенности местного бизнеса), Меруерт уверена, что у бренда есть будущее. В планах – глобальный экспорт украшений MŪRAA и продвижение эстетики казахского ювелирного искусства. Возможно, в скором будущем мы увидим брутальные подвески и серьги с казахским орнаментом MŪRAA на парижской или миланской неделе моды.

Похожее