Гид по биеннале 2024: выставка “Жеруйык” в национальном павильоне Республики Казахстан

20 апреля начнется 60-я Венецианская биеннале 2024. На международной выставке будет представлена экспозиция “Жеруйык: путешествие за горизонт” в национальном павильоне Республики Казахстан”.

“Жеруйык” – земля обетованная из казахских легенд XV века. Она служит метафорой поиска, исследования, совершенствования и тайных знаний. Древние сказания описывают попытки философа Асана Кайгы привести кочевые народы в земли, свободные от болезней и голода. Есть даже выражение: “Впасть в асан кайгы”, используется как синоним слова “печаль”. Здесь отражены травматические встречи с темной стороной современности: трагический голод 1930-х годов, кратеры от ядерных полигонов в Семее и высыхание Аральского моря.

На выставке можно будет ознакомиться с хронологией ключевых произведений утопических фантазий казахских художников 70-х годов, от периода зарождения современного искусства в Казахстане вплоть до произведений, созданных с помощью искусственного интеллекта. Художники проецируют свое видение идеальных миров, где встречаются духи и мистические ритуалы; где кочевничество трансформируется в космические станции; где порталы раскрывают взгляд за горизонт событий. Мы пройдемся по основным работам, представленным на художественной выставке.

“Земля и Время. Казахстан” (1978 г.)

Дипломный проект Камиля Муллашева стал одной из ключевых работ в карьере художника. Он сумел передать атмосферу эпохи, охваченной радостью от первого полета человека в космос. Работа возникла в тот же период, когда вошел в обиход термин “русский космизм”. Студенческие годы художника совпали с коротким периодом в истории советского Казахстана, когда молодое поколение мечтало о покорении планет и фантастическом будущем. Тогда они еще не подозревали о грядущей перестройке.

Триптих “Земля и Время. Казахстан” – один из первых футуристических образов в истории казахского искусства. Это вовсе не воображаемый инопланетный пейзаж, а контекстуальный образ казахской степи будущего. Сегодня “Земля и Время. Казахстан” – неотъемлемая часть антологии ключевых образов движения космизма.

“Шесть жизней одной души” (1998 г.), “Конец начала – начало конца” (1998 г.), “Мобильный отряд”

Произведения Сакена Нарынова выходят за рамки повседневной реальности, затрагивая фундаментальные вопросы происхождения Вселенной. Он переосмысливает такие объекты, как “Лента Мебиуса” или “Бутылка Клейна”. Нарынов придумал собственные версии парадоксальных топологических объектов. “Внешнее пространство – внутреннее пространство, бесконечно большое – бесконечно малое, бесконечность мира – конечность познаваемого”, – так Нарынов описывает некоторые свои произведения, как бы стремясь найти новое измерение. В экспозицию казахского павильона включены его знаковые работы: “Шесть жизней одной души”, “Конец начала – начало конца” и экспериментальный архитектурный проект “Мобильная установка”. Последняя – представляет собой здание-трансформер: модульную систему для жизни человека на других планетах. Нарынова вдохновила форма юрты – традиционного жилища казахских кочевников. Каждый модуль служит отдельной станцией для полевых исследований, а по возвращении на базу капсулы устанавливаются на главную шахту с помощью крана.

“Новый ребенок. Возрождение” (2023-2024 гг.)

Монументальное полотно Ерболата Толепбая раскрывает образ ребенка, рожденного за горизонтом событий и возникающего как видение в гиперпространстве. Художник продолжает повествование, начатое в 80-е годы, воплощая идею нового поколения, свободного от идеологических конфронтаций.

Стремление к новому языку и разочарование в идеологии были важными темами для искусства конца советской эпохи. В этот период Толепбай создает живописные серии с апокалиптической тематикой. Все это напоминает руины цивилизации. Транзитное состояние между двумя мирами, материальным и духовным – основные мотивы в творчестве художника.

На творчество и убеждения художника повлияли воспоминания из детства. Мать Толепбая была известной целительницей, к которой выстраивалась очередь из страдающих от недугов людей. Он считает, что искусство способно исцелить дух.

“Байконур-2” (2001 г.)

Сергей Маслов – один из пионеров современного искусства Казахстана. Он был страстным поклонником мистики и научной фантастики. Его смелые работы и провокационные действия породили значительное количество абсурдных мифов: тайный роман с Уитни Хьюстон, вампиризм, одержимость черной магией, мнимое самоубийство. Сергей Маслов может и не вписывался в официальную картину позднего советского искусства, но был действующим лицом андеграундной сцены.
Незадолго до своей смерти, Маслов один из первых применил Photoshop. Он создал серию цифровых коллажей, сочетающих архивные фотографии казахских кочевников XIX века с лунными пейзажами, изображениями инопланетян и ракетных станций. Он создал художественную историю, основанную на очерках о космических кочевниках, путешествующих на кораблях, напоминающих юрты. Инсталляция, включающая текст, слайд-шоу и модифицированную юрту, стала одним из первых произведений научной фантастики в новейшей культуре независимого Казахстана. Это открыло новую перспективу деколониального футуризма. Заменив общий идеал советских космонавтов образами традиционных казахских кочевников, он устранил навязанное советской идеологией противостояние “архаичной” и футуристичной эстетики.

“Присутствие” (2024 г.)

Этот проект углубляется во взаимодействие природы и культуры в антропоцене, указывая на переоценку традиций в свете экологического кризиса. Он подчеркивает традиции горлового пения коренных народов Внутренней Азии, демонстрируя эволюцию древней вокальной формы в современном контексте. Горловое пение – метод, связанный с местными ритуалами и общением с естественным и сверхъестественным. Он служит “звуковой голографией”, отражающей взаимозависимость человека и окружающей среды, бросая вызов антропоцентрическим взглядам. Объединяя эти вокальные практики с цифровыми и синтетическими компонентами, проект создает мультисенсорный опыт. Стирая границы между прошлым и настоящим, естественным и искусственным, он усиливает связь аудитории с окружающей средой.

“Аластау”, видео-эссе (2024 г.)

Анвар Мусрепов работает с различными медиа, включая инсталляции, кинетику и перформансы. Название его видео-эссе “Аластау” переводится с казахского как “очищение”, понятие связано с одним из древнейших языческих ритуалов. Оно вытекает из тенгрианства – духовной традиции, процветавшей в казахских степях до прихода ислама. Это видео-эссе переносит зрителей в далекое будущее, где Солнца больше не существует. В апокалиптическом мире выжившие племена вернулись к кочевничеству и ритуальным практикам. Они выслеживают и прячутся от существ, чье приближение несет гибель всему живому. Образы и отсылки, глубоко укоренившиеся в казахской культуре и мифологии, создают мистическую притчу о бегстве от смерти.

Куратором данной выставки выступит Данагуль Толепбай. Важным аспектом ее деятельности является популяризация художественного образования в Казахстане.

Место проведения: Музей морской истории Венеции (Museo Storico Navale di Venezia);
Адрес: Riva S. Biasio Castello, 2148, 30122;
Когда: с 20 апреля по 24 ноября.

Похожее