Истории эмигрантов в работах художницы Ок Сун Ким

14 ноября в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева открылась выставка “История тебя и меня” современной корейской художницы Ок Сун Ким. Ок Сун Ким – фотограф, которая снимает уже более 20-ти лет. В своих работах она затрагивает темы самоидентификации. Событие организовано Корейским фондом международного культурного обмена Korean Foundation for International Cultural Exchange (KOFICE). Куратор экспозиции – Ко Вон Сок, писатель и куратор из Сеула. Мы поговорили с ним об эмигрантах в работах художницы, мультинациональных семьях и термине “дзайнити канкокудзин”.

В 2019 году Республика Корея и Республика Казахстан договорились о проведении “Года взаимных культурных обменов” (в 2022-2023 годах), который приурочен к 30-летию установления дипломатических отношений. В честь этого в KOFICE было решено провести выставку в Казахстане. Ко Вон Сок был приглашен куратором, он говорит: “Планировалась групповая выставка, но чем глубже мы “уходили в дебри”, тем скорее решили посвятить ее одному художнику. Поэтому было важно найти того, кто работал в таких направлении и тематике”.

Об эмигрантах на острове Чеджу

Ок Сун Ким выросла в Сеуле, но уже много лет живет со своим мужем-немцем на острове Чеджу. После замужества она заметила, что отношение к ней изменилось. Ее воспринимали как иностранку. Впоследствии Ок Сун стала знакомиться с другими иностранцами на острове – интересовалась, как они переехали, и их жизнью.

Для того, чтобы работать в Корее, эмигранты часто устраиваются учителями английского языка. Чеджу – курортный город, “здесь живут как в раю”, поэтому сюда часто подают заявки на преподавание. Серия работ “Без дороги домой” – об эмигрантах с этого острова. В работе показаны иностранцы, переехавшие по поводу брака, работы, природных катастроф или от безысходности. Эта серия невыразительных портретов в повседневных пространствах кажется простой. Тут невозможно определить, кто откуда, да и художница не смотрела на страну проживания. Главный акцент – их история. “Но я не хочу выделять одну интересную историю, у всех она своя: может, маленькая, но значимая. Важно только то, что эти люди живут в Корее и корейской культуре”, – делится куратор.

Женщины-кореянки в Японии

Свою серию “Портреты Адачи”, на которых изображены корейско-японские женщины, Ок Сун Ким снимала в деревне Адачи, в Японии. Все они – кореянки, которые эмигрировали в Японию. Таких называют “дзайнити канкокудзин”. Для корейцев это термин со сложной исторической подоплекой и эмоциональным смыслом. “Женщин-кореянок много, их считают просто группой женщин, проживающих в Японии. В них не видят индивидуальности. Для многих “женщина-кореянка” – только собирательный образ – они не кореянки и не японки. Поэтому автор хотела показать каждую женщину как личность, у которой есть свой бэкграунд.

Adachi Portraits; 2023

Скучающие по родине

Обычно художница сама выбирает фон. Дресс-кода нет: “Приходите так, как вы ходите дома. Наряжаться не надо”, – говорит художница. Однако есть исключение – серия “Невесты, Сара”. Это женщины-иностранки, вышедшие замуж за корейцев и теперь живущие в Корее. Ок Сун Ким сказала героиням принести два образа: их повседневную одежду и национальные костюмы. Не сговариваясь, женщины выбрали сфотографироваться в своей национальной одежде. Например, в этой серии можно увидеть казашку в нежно-розовой традиционной жилетке и приталенном белом платье.

Смешанные браки

В юности дочь Ок Сун Ким переехала жить в Тайвань. Там она встретила множество людей своего возраста и обнаружила, что в Тайване браки с иностранцами заключаются чаще, чем в Корее. Заинтересованная мультикультурными семьями, Ок Сун Ким отправилась туда. Благодаря директору резиденции, в которой она остановилась, художница познакомилась с другими жильцами. Так зародилась серия “Портретов в парке” – о молодых парнях и девушках с различным миграционным прошлым. Их сложные эмоции сочетаются с застенчивостью и оптимистичным выражением лица, присущим подросткам. Миграция для них – фон и в то же время – новая среда, свободная от прежних ограничений.

Ожидания от выставки

Для Ко Вон Сок эта годовщина значимая, 30 лет – немалый срок. Куратор задумывался об организации выставки задолго до ее начала: “Отношения между Казахстаном и Кореей построены все-таки больше на индивидуальных моментах: переездах, сотрудничестве казахов и корейцев. Этот культурный обмен случился только благодаря тому, что люди все время общались и поддерживали друг друга. За это время было вложено немало сил обычных людей, эмигрирующих из других стран. Хотелось бы в будущем иметь более тесные связи в творческой сфере. Чтобы это стало трамплином для совместных крупных работ”.

Ок Сун Ким и Ко Вон Сок
Похожее