Клише и стереотипы документальных фильмов в первом сезоне сериала Documentary Now!

Цель кинодокументалистики – сохранение исторических событий в рамках фильма. Он соединяет образовательный и развлекательный форматы. Документальные фильмы стали отдельным жанром, что неизбежно привело к появлению клише и стереотипов. Иногда кажется, что их снимают “под копирку”, используя однотипные режиссерские приемы, ракурсы съемок или монтаж. В 2015 году вышел сериал Documentary Now! от комиков SNL Билла Хейдера и Фреда Армисена. Это псевдодокументальный сериал, который высмеивает привычную документалистику. Сегодня доступно четыре сезона, последний эпизод вышел в ноябре 2022 года.

Sandy Passage

Sandy Passage (рус. “Песчаный пассаж”) повествует о жизни дочери и матери, бывших “светских львицах”. Живут они в полуаварийном доме с погибающим садом. Постоянные ссоры и крики – наглядный пример классического драматургического конфликта “человек – человек”. Воспоминания дочери о прошлом не дают ей двигаться дальше. В первом кадре мы видим один из самых распространенных приемов документального кино, пришедшего из психологии – метод наблюдения. Основной его принцип – невмешательство в сюжет. Чтобы вовлечь зрителя в жизнь семьи, были использованы зум на увядшие цветы, сломанные часы и беспорядок на столе. Оператор пытается расставить конкретные акценты для создания драматизма через предметы быта, с целью донести образ жизни затворниц. В контексте пародии эти образы становятся смешными буквальностями.

Kunuk Uncovered

Kunuk Uncovered (рус. “Кунук разоблаченный”) – это пародия на черно-белый немой фильм Nanook of the North (рус. “Нанук с севера”), снятый в 1922 году. Оригинал стал прототипом для многих документалок того времени. Фильм построен на стереотипе о примитивных эскимосах, оторванных от цивилизации. Они привлекали зрителей своей загадочной культурой и “все сходили с ума по эскимосам”. По сюжету второй серии, Пипилок (Кунук) стал находкой для режиссера, но работа над фильмом не шла, так как у главного героя были “беды с башкой”. Впоследствии режиссера прогнали, а Пипилок захотел занять его место. Он стал величать себя “Кунук”, и операторская группа была не против. Из него сделали эскимосского “Дзигу Вертова”, но со временем “режиссерское кресло сделало его тираном”.

DRONEZ: The Hunt for El Chingon

В третьем эпизоде DRONEZ: The Hunt for El Chingon (рус. “Дронзы: Охота на Эль Чингона”) хипстерское медиа отправляет расследовать дело о наркобароне из Мексики три пары журналистов, четверо из них погибают при выполнении задания. Первое клише, которое бросается в глаза – сменяющиеся кадры беспорядков в мире в формате новостных сводок и газетные вставки. Это “ленивый” способ показать зрителю серьезность фильма. Второе – обнищавшая Мексика, где у местных жителей – первая модель PlayStation и курица вместо собаки. “Как некогда красивый город превратился в мировую наркостолицу” – типичная фраза из каждого второго документального фильма про наркотики и картели. Удивительно, что комики в Documentary Now не использовали оттенок сепии. Сюжет юморески построен на глупости главных героев и их сомнительных действиях. “Мы нашли Эль Чингона так же, как и Бен Ладена. Увидели самый белый дом и постучались в дверь”. Кокаин, кричащие на испанском гангстеры, огнестрельное оружие – ориентализм как стиль восприятия белыми, преувеличивающими различия между народами и восхваляющими превосходство западной культуры.

The Eye Doesn’t Lie

Следующую серию, The Eye Doesn’t Lie (рус. “Глаз-алмаз”), ведущая программы Documentary Now представляет как фильм, оправдывающий невиновных. Однако главного героя иронично казнят за убийство, которое он не совершал. Действия, конечно же, происходят в Техасе, где смертные приговоры систематически выносятся в суде. Эта кинолента, которая должна воссоздать убийство и доказать невиновность человека, оборачивается комедией. The Eye Doesn’t Lie – пародия на The Thin Blue Line (рус. “Тонкая голубая линия”). Самое карикатурное здесь – монтаж. Как говорил Андре Базен, французский теоретик кино: “Кинематографист наконец перестает быть конкурентом художника и драматурга, он становится равным романисту”. Так и здесь – монтажные склейки были выбраны только для выразительности, не для документального сообщения. Например, надувной рекламный зазывала. Падая, он служил символом угасающей жизни “крутильщика” на третьей минуте фильма. На самом деле он был порван пулей от пистолета, когда зазевавшаяся Роберта Барнсби (полицейский на смене) выронила мороженое

A Town, a Gangster, a Festival

Пятый эпизод A Town, a Gangster, a Festival (рус. “Город, гангстер, фестиваль”) играет на диссонансе. Исландцы – мирный народ, но по сюжету сериала они устраивают фестиваль в честь Аль Капоне – одного из самых жестоких чикагских гангстеров. Особое внимание в документальном фильме уделили звуку. Музыка способна не только придать эмоциональный оттенок сцене, она также может указывать на социальный статус или национальные особенности персонажей. Поэтому режиссеры Documentary Now выбрали незамысловатую мелодию, под стать самим исландцам – стереотип об их дружелюбии и радушии. Сам формат рассказа о фестивале, его истории, работе за кулисами, организаторах и волонтерах – клише. В документальных фильмах о фестивалях ставят акцент на атмосферу мероприятия и подготовку к конкурсу. Завершаются фильмы о фестивалях всегда эмоциональным прощанием зрителей и словами благодарности от участников.

Gentle & Soft: The Story of the Blue Jean Committee, Parts 1 & 2

Последние эпизоды Gentle & Soft: The Story of the Blue Jean Committee, Parts 1 & 2 (рус. “Нежно и мягко: история “Блю Джин Комити”) – история про некогда популярный дуэт, прославившийся благодаря одному альбому. Весь сюжет фильма основан на истории группы The Eagles и не блещет оригинальностью. Первая часть – про знакомство участников в сосисочной школы, их первые репетиции и релиз лучшего сингла Catalina Breeze. Вторая – про их концерты в турне и распад группы из-за принципиального вопроса о движении за права животных, где фраза “Но колбасу трогать не смей” стала девизом жизни каждого жителя Чикаго. Сюжет документалки не обошелся без интервью музыкальных экспертов и “архивных” материалов.

Похожее