Снобы советуют: подборка автобиографических фильмов

В кинематографе существует постоянное стремление к исследованию человеческой души. В самые глубины своего “Я” нас погружает автобиографическое кино. Это не просто повествование о жизни, а диалог со зрителем, раскрывающий тайны, эмоции и внутренний мир режиссеров. Мы предлагаем вам подборку из пяти автобиографических фильмов из Японии, Европы и Советского Союза.

“Восемь с половиной”, 1963 год,
реж. Федерико Феллини

“Восемь с половиной” – черно-белый фильм Федерико Феллини о режиссере в творческом тупике, Гвидо Ансельми. Пытаясь выйти из кризиса, Гвидо решает заняться новым научно-фантастическим фильмом, но не может “словить” вдохновение. Он все время тянет с подбором актеров и затягивает начало съемок фильма. Постоянная рефлексия о своем детстве в католической школе, родителях, женщинах, встретившихся у него на пути, не дает ему выйти из плена собственных тревог и фантазий. Попутно он ссорится с женой из-за использования ее образа в своем фильме. Со временем герой приходит к примирению со своими поступками в жизни.

Феллини увлекался работами Юнга, проходил терапию у психоаналитика Эрнста Бернхарда, а также экспериментировал с ЛСД. Все это оказало большое влияние на многие его фильмы, в том числе и на “Восемь с половиной” – фильм про личные переживания самого Федерико Феллини. Как и в сюжете фильма, режиссер не знал, о чем будет его фильм, только дал имя главному герою. Он хотел отказаться от проекта, но на съемочной площадке на него снизошло озарение: это будет фильм о самом себе (о режиссере). В книге Lynch on Lynch Дэвид Линч пишет: “Если бы меня спросили, какие фильмы кажутся мне блестящими примерами того, что может режиссура, я, думается, выбрал бы четыре. Во-первых, “Восемь с половиной”. Я показал бы его студентам, чтобы попробовать понять, каким образом Феллини достиг в кино того же результата, какого достигают некоторые великие художники в абстрактной живописи, внушить эмоции, ничего прямо не говоря и не показывая, почти как в магии”. Мартин Скорсезе в своем документальном фильме “Мое путешествие по Италии” также отмечал Федерико Феллини как важнейшего режиссера, повлиявшего на итальянское кино.

Картина получила множество наград, в том числе “Оскар” за “Лучший фильм на иностранном языке” и “Лучший дизайн костюмов”. В 2012 году Sight and Sound опубликовали список Топ-100 величайших фильмов всех времен, “Восемь с половиной” находится в нем на десятом месте.

Зеркало”, 1974 год,
реж. Андрей Тарковский

Сюжет “Зеркала” Андрея Тарковского построен на личных воспоминаниях режиссера. Фильм без конкретного сюжета, сочетает в себе сны и кадры кинохроники. Главный герой Алексей страдает от неизлечимого заболевания. В его памяти всплывает детство: жизнь с матерью и сестрой в умиротворяющей атмосфере деревушки; молодость, выпавшая на время войны; и зрелость – конец жизни. На фоне многих эпизодов можно услышать, как закадровый голос читает стихотворения отца режиссера – русского поэта Арсения Тарковского и стихотворения его любимого поэта – Александра Пушкина. Андрей Тарковский снял “Зеркало”, вдохновившись нелинейным повествованием Федерико Феллини в “Восемь с половиной”. Многие события и образы в фильме имеют прямое отношение к реальным событиям и людям из жизни самого режиссера.

Изначально комитет Госкино отклонил сценарий. В итоге картина вышла в прокат, но приняли ее неоднозначно. Это не помешало картине стать мировой классикой. В The New York Times писали, что фильм “Зеркало” мгновенно стал предметом разговоров, так как ничего подобного в советском кино еще не делали. Тарковским восхищались, его цитировали многие режиссеры, в том числе Ларс Фон Триер и Алехандро Гонсалес Иньярриту.

Согласно опросу кинокритиков от Sight and Sound, “Зеркало” находится в Топ-100 величайших фильмов (19-е место), а также в списке лучших фильмов всех времен по мнению главных режиссеров современности (девятое место).

400 ударов”, 1959 год,
реж. Франсуа Трюффо

“400 ударов” – дебютный фильм в карьере Франсуа Трюффо. Это история о взрослении и поиске идентичности, которая заставляет зрителя смотреть на мир глазами подростка. Сюжет фильма построен вокруг парижского мальчика Антуана Дуанеля, который сталкивается с проблемами в школе и семье. Его родители достаточно отстраненные, из-за чего не понимают стремления и мечты мальчика, не уделяют ему должного внимания. Из-за своего бунтующего нрава, в школе он постоянно впутывается в неприятности. В какой-то момент жизнь Антуана идет по наклонной: он начинает пропускать занятия, впоследствии бросает школу, уходит из дома и крадет пишущую машинку отчима. Мальчика задерживают, а затем помещают в центр для трудных подростков. Режиссер черпал вдохновение из собственных воспоминаний о детстве. Его особенно беспокоила сложная семейная ситуация, где мужчина матери приходился Трюффо то ли отчимом, то ли биологическим отцом.

Франсуа Трюффо посвятил фильм великому французскому кинокритику Андре Базену. Он был для него и другом, и “духовным отцом”. Их дружба с кинокритиком и наставничество даже помогли избежать сурового наказания за дезертирство во время обязательной службы.

На Каннском кинофестивале Трюффо получил награду в номинации “Лучший режиссер”. В 1960-ом был номинирован на “Оскар” за “Лучший оригинальный сценарий”.

“Еще нет”, 1993 год,
реж. Акира Куросава

“Еще нет” – фильм о японском поэте, писателе и учителе немецкого языка Хяккэне Утида. Через его историю Куросава как будто прощается со своим творчеством, показывает, насколько тяжело было завершить карьеру. Хяккэн решается наконец выйти на пенсию и встретить старость в красивом домике. С тоской и слезами на глазах учитель принимает это решение. Повзрослевшие ученики, которые были сильно привязаны к учителю, называли его “чистым золотом”. Постоянно посещали и каждый год устраивали банкет в его честь. Празднование назвали “Еще нет”. Во время застолья Хяккэн поднимает большой стакан пива и выкрикивает именно эту фразу – так он заявляет, что еще не готов умирать. На протяжении всей картины преподаватель сталкивается с различными невзгодами: нехваткой еды, разрушением дома, проблемами с застройщиками и пропажей любимого кота. Но ученики всегда были готовы прийти к нему на помощь. Последний кадр, где изображен мягкий розовый закат, – картина самого режиссера.

“Еще нет” – последний фильм Акиры Куросавы. Режиссер закончил работу над ним за пять лет до своей смерти в 1998 году. После выхода фильма Куросава сломал позвоночник во время написания сценария для своего следующего фильма.

“Еще нет” получил четыре награды от Японской киноакадемии, в том числе за “Лучшую операторскую работу” и “Лучшее освещение”.

Белфаст”, 2021 год,
реж. Кеннет Брана

События “Белфаста” разворачиваются в столице Северной Ирландии – Белфасте конца 60-х годов. Это период политической напряженности и конфликта между протестантскими лоялистами и католиками. В центре сюжета – молодая семья, пытающаяся сохранить человечность и ценности в условиях социальной и политической деградации. Все это преподносится глазами милого, радостного и теплого мальчика по имени Бадди, который еще не понимает всех ужасов войны. Первые кадры начинаются с повсеместного беспредела: горящих машин, разбитых витрин и погромов в магазинах. Несмотря на напряжение вокруг, мальчик пытается жить своей наивной детской жизнью и даже влюбляется в свою одноклассницу. Один из главных конфликтов истории – попытка местного головореза втянуть отца Бадди в сопротивление против католиков. Родители сталкиваются с дилеммой – остаться в родном городе или покинуть его, дабы обезопасить детей. Эта тема не раз поднималась на протяжении фильма и стала предметом спора между матерью и отцом мальчика. Вопрос переезда из-за политических убеждений и безопасности в родном городе актуален не только для 20 века. Даже сейчас, в самую безопасную эпоху для человечества, люди грезят о переезде туда, где “трава зеленее”. Эти эмоции близки реальным переживаниям режиссера, который рос в Белфасте в этот период.

Картина изначально была снята в цвете, но позже обработана в черно-белый вариант. Сделано это для концентрации на актерской игре и передаваемых эмоциях. “Белфаст” получил “Золотой глобус” за “Лучший сценарий” и премию BAFTA за “Выдающийся британский фильм”. В 2021 году картина получила приз зрительских симпатий на Международном кинофестивале в Торонто.

Похожее