“Кисточка – не произведение искусства”: гиперреалистичные работы Ляззат Ханим

Гиперреализм и фотореализм в искусстве заставляют нас усомниться в том, что мы видим перед собой. Эти жанры живописи выглядят как фотографии высокого качества, из-за чего часто подвергаются критике среди ценителей искусства. Мы решили обратиться к Ляззат Ханим – художнице и дизайнеру из Алматы, которая рисует в этом стиле. Спросили про гиперреализм, перфекционизм и ее личное видение искусства.

О себе

Не могу сказать, что рисую в одном стиле. Моя серия картин Words раньше была цифровыми постерами, но теперь – масло и холст. В наше время сложно заниматься чем-то одним. Тут и графический дизайн, и минимализм. Все мои работы – это микс фотореализма, гиперреализма, минимализма, сюрреализма и концептуализма. Недавно куратор и искусствовед Юлия Сорокина назвала это “инcтареализмом”, ведь Instagram – часть моего творчества. У меня нет цели писать точь-в-точь как в фотореализме. Но, срисовывая со своих фотографий, пытаюсь задокументировать глубину и свежесть в простых вещах, а сложность – в простой и понятной форме. Все кажется сложным и простым одновременно.

Чтобы создать что-то необычное, нет необходимости визуально искажать реальность

landscape

Работы

У живописцев мне нравятся “магический” реализм Магритта, композиционные решения света и тени Караваджо и эксперименты Рихтера. Это все относится к той или иной степени “реализма”. Иногда я “играю” с концептуальными элементами, позволяя идее стать главным аспектом картины. Это придает работам сюрреалистический акцент в современном контексте. Обычно на картину уходит неделя. Все зависит от размера холста и деталей в изображении. Всегда пытаюсь смотреть на вещи с разных сторон. Я эмоциональный и чувствительный человек. Но порой в моих работах присутствуют отрешенность и пустота. Живопись успокаивает, помогает справиться с эмоциями. Я стремлюсь к покою. Это самое ценное чувство, которое все мы ищем в этом хаотичном суетливом мире своего “я”.

Глядя на мои работы, люди реагируют по-разному: кому-то становится тревожно, кто-то находит успокоение, другие задумываются или просто кайфуют. Бывает, что и вовсе ничего не чувствуют. Меня это искренне радует, это делает работы “непростыми”.

Я не считаю себя перфекционистом. В своих картинах не стремлюсь к совершенству. Думаю, его не существует. Мне нравится некая погрешность в работах. Всегда есть куда расти. Главное, чтобы процесс завораживал. Люблю уходить в “дебри”, возбуждать мышление и интеллект, соединять не соединяемое. Иногда чувствую себя двухлетним ребенком, который многого не знает и хочет познавать мир. В то же время теряет реальность и уходит в мир иллюзий. Часто думаю о бытие, хочу изобразить универсальность и простоту – некую общность нашего разного и сложного существования. Парадокс дифференциации и сходства как общую пластичность бытия.

Чтобы создать что-то необычное, нет необходимости визуально искажать реальность. Реальность – это то, что я вижу перед своими глазами. Поэтому изображаю все как есть. Гиперреализм и фотореализм отличаются тем, что они направлены создать иллюзию восприятия. Работа с кистью там не чувствуется, но все зависит от техники.

Вопрос об искусстве – как вопрос о смысле жизни. Искусство для меня – это абсолютно все и одновременно ничего

birthday gift

Искусство и выставки

Вопрос об искусстве – как вопрос о смысле жизни. Искусство для меня – это абсолютно все и одновременно ничего. Оно направлено на то, что скрыто глубоко внутри. Мне хочется, чтобы люди размышляли и думали о действительно важных вещах, слушали внутренние ощущения и интуицию, познавали себя и мир, вдохновлялись. Мы все – часть большого произведения искусства, которое обогащает разум и тело. Мне нравятся люди, которые не боятся экспериментировать, и те, кто углубляется в свое медиа. Стараюсь найти баланс между этими двумя подходами.

Пять лет я училась в художественной школе. После долгой шестилетней паузы начала писать картины. С 2018 года рисую почти каждый день. В любом деле нужны желание, регулярная практика и отдых. Моя первая персональная выставка состоялась весной 2023 года. В групповых выставках участвую 3-5 раз в год, включая ярмарки. Я всегда – за качество, а не за количество. Но понимаю, что нужна видимость для начинающих, таких как я.

Разве можно оценивать кисточку как произведение искусства? А камеру, на которую снят фильм? Абсурд же

tie-in
antidepressant

Критика

Гиперреализм и фотореализм критикуют потому, что считают, что они направлены на технику, нежели на создание “креативного” и “высокого”. Многие не понимают, чем я занимаюсь, но это абсолютно нормально. Если люди не воспринимают фотореализм/гиперреализм, они не воспринимают и фотографию как искусство. Хочется больше уважения к реалистичной живописи, все-таки надо оценивать работу, а не стиль или медиа. Это всего лишь инструменты. Разве можно оценивать кисточку как произведение искусства? А камеру, на которую снят фильм? Абсурд же.

tie-in

Художница: Ляззат Ханим

Похожее