Кризис творчества или закат эпохи креатива

Сколько себя помню, моя жизнь всегда была связана с творчеством. Друзья постоянно шутили: “Если карьера не сложится, всегда сможешь пойти рисовать портреты на Арбате”. В последнее время кажется, что там я и окажусь. Казалось бы, классические проблемы творческого человека – потеря вдохновения, выгорание, “замыленный глаз”. Я поговорил с опытными коллегами и услышал жалобы на такие же симптомы. Стало очевидно – это эпидемия. Талантливые люди в творческой сфере столкнулись с непреодолимой силой, которая словно дементор высасывает любое желание творить, а иногда и жить.

Эпидемии нужно название: “Кризис творчества”. Не путайте с “творческим кризисом”. Творческий кризис – это личный, субъективный опыт. “Кризис творчества” в моей трактовке – кросс-культурный процесс международного масштаба. Это явление обосновано логически, оно было неизбежно как сюжетные повороты в книгах Джорджа Р. Р. Мартина. Рассказываю по пунктам, как социум “изнасиловал” творческий кластер.

Конформизм

Вы замечали, что раньше реклама была смелее, шутки комиков – острее, а телевизионные программы и шоу поражали своим новаторством? О кино и музыке – даже вспоминать больно. Все можно объяснить банальными: “раньше трава была зеленее” или “ок, бумер”. Но взгляните на все современные мегафраншизы – все они рождены в прошлом веке. Это неудивительно, ведь для создания чего-то уникального, помимо таланта, необходима свобода мысли. Секретный ингредиент, который так сложно найти. А нынче нужно думать, что говоришь, и следить за тем, что думаешь. В противном случае могут отправить на “перевоспитание” как Джордана Питерсона. Упоминая имя клинического психолога и лектора, я уже рискую вызвать на себя гнев праведных SJW-активистов. Питерсона отправили на перевоспитание за критику канадского правительства. Он резко высказался против легализации смены пола для несовершеннолетних. Теперь Питерсон должен пройти переобучение по курсу “Коммуникация в социальных сетях” за свой счет, в противном случае его могут лишить лицензии клинического психолога.

Острее всего на идеологию и цензуру реагируют комики. Они первыми получают по шапке и рвут оковы. В современном мире шутить белому над азиатом или черным – это страшное табу. Но комиков Бобби Ли и Эндрю Сантино расовые предрассудки только забавляют. Фурор произвел отрезок из подкаста, где Эндрю, будучи рыжим ирландцем американского происхождения, издевается над матерью Бобби Ли – высмеивает ее узкие глаза и сильный азиатский акцент. В итоге смех одних заглушает праведный гнев других. Увидев этот ролик впервые, я был ошарашен. Стал спрашивать у себя: “Над этим вообще можно смеяться?” Если вам это кажется обидным, то вы либо самоцензор, либо мама Бобби Ли.

Рассмотрим цензуру на примере премии “Оскар”. Это эталон качества для кинозрителей и часто один из главных аргументов для просмотра. Правда, за последние десять лет количество просмотров трансляции премии резко сократилось. С 2014 по 2023 г.г. показатели упали с 43-х миллионов до 18-ти миллионов зрителей. Даже мемная пощечина Уилла Смита не вернула былого интереса. Падение рейтингов не остановили и введенные в 2020 году “Репрезентационные и Инклюзивные Стандарты”. Они устроены так: картина может быть номинирована на “Лучший фильм года” только если при создании ленты были учтены любые два правила из четырех. “Стандарты” вынуждают авторов кинофильма брать на ведущие и второстепенные роли артистов из утвержденных расовых меньшинств. Сюжет фильма обязан затрагивать определенные темы: женщины, расовые и этнические группы, ЛГБТК+, люди с когнитивными и физическими ограничениями и/или слабослышащие люди. Это только одно из четырех правил. При желании его можно не соблюдать, но три других не сильно отличаются своим наполнением. Этот официальный документ напоминает постановление “Об основных директивах по составлению пятилетнего плана развития кинодела в РСФСР”, принятое в 1928 году Советом народных комиссаров. Люди в СНГ не понаслышке знают, чем заканчиваются такие истории. На эту тему хлестко высказался оскароносный актер Ричард Дрейфус: 

“Никто не имеет права говорить мне как артисту, что я должен подчиняться актуальной на сегодня идее морали. Чем мы рискуем – задеть чьи-то чувства? Это невозможно урегулировать на законодательном уровне. Нужно позволить жизни быть жизнью. Прошу прощения, но я не думаю, что в стране есть меньшинство или большинство, которому нужно так угождать”.

Цензура влияет на все творческие ниши и каждого человека, кто связал с этим свою жизнь. Опасаясь общественного порицания или слепо следуя желанию понравиться всем, мы производим конформистский контент, который затеряется во времени, как… слезы в дожде…

Не такой как все

“Это все равно что голос грамотного человека, который барахтается в море рекламных объявлений, но в то же время похваляется: ‘Лично я не обращаю на рекламу никакого внимания’”, – так над простыми обывателями подшучивает канадский философ и культуролог Маршалл Маклюэн в своей книге “Понимание медиа: Расширение человека”. Он хочет сказать, что технологии и средства коммуникации меняют наше восприятие мира, даже если нам кажется обратное. Точно так же мы бессильны и против бесконечного объема рекламы, который выливается на наши бедные головы. Дальше он восхваляет творческих людей: “Серьезный художник – единственный, кто способен без ущерба для себя встретиться с технологией лицом к лицу, и именно потому, что он является экспертом, сознающим изменения в чувственном восприятии”. Но бой с рекламой творческий человек проиграл. Маркетологи сумели превратить романтизм, окутывающий креативные профессии, в бесконечную дойную корову. Лучше всего это сделали во всеми любимом Apple. В 1997 году вышла рекламная кампания Think Different. Идея была в позиционировании Apple как бренда для креативных и “нестандартно” мыслящих людей. В рекламных роликах и на плакатах были изображены известные личности, которые меняли мир и думали “по-другому”: Альберт Эйнштейн, Мартин Лютер Кинг, Джон Леннон и другие. С тех пор Apple не перестает крутить эту шарманку. Стоит вспомнить последние рекламы iPhone и iPad: лучшая камера для фотографов, супер тачскрин для иллюстраторов, мегаудобный интерфейс для композиторов и т.д.

Зачем это обычному пользователю? Неужели все поголовно хотят заниматься творчеством? Даже если люди страстно мечтают работать в креативных индустриях, действительно решаются на это немногие – в Великобритании доля креативных работников составляет 6%. Вклад креативной экономики в ВВП США составляет 4%, учитывая поддерживающие и административные роли сферы. В большинстве экономик мира преобладающая часть трудящихся работает в здравоохранении, образовании и ритейле. Эти сектора предоставляют больше рабочих мест, чем творческие индустрии. Это факт. Почему мы продолжаем грезить несбыточными мечтами? Ответ на этот вопрос можно найти в трудах Маршалла Маклюэна. Как технологии и средства коммуникации незаметно меняют наше восприятие мира, так реклама незаметно меняет наши желания и стремления.

Контент-мейкеры

Незаметно творчество превратилось в нескончаемый поток контента в ленте. Само слово “контент” опошлилось, стало серым и безжизненным. Орда контент-мейкеров, мобилографов и коучей словно цунами накрыла волной идиотизма и без того деградирующие социальные сети. Ценность творчества на таком рынке изобилия фекалий стремится к нулю.

Согласно последним данным, среднестатистический пользователь соцсетей каждый день тратит два часа на потребление контента. Среднестатистический подписчик Netflix тратит 3,2 часа в день на просмотр контента. Контент! Везде это проклятое слово “контент”. Даже Netflix, где производят и выпускают фильмы, сериалы и мультфильмы, небрежно называет свои произведения обобщенным словом “контент”.

Вы можете сказать, что это огромные возможности для творческого человека. Да, хайп в социальных сетях приравнивают к успеху, но чего стоит “хайп”? Цену за вашу продажную душу выставляет общество, оно же диктует вам условия (и алгоритм). Сегодня требуют национальные узоры, а завтра попросят завести OnlyFans. В попытках угодить массе мы теряем искреннее вдохновение. Вместо того чтобы создавать что-то новое, мы слепо следуем тренду и воспроизводим то, что уже было сделано. Мы стоим не в начале человеческой многоножки, а в самом ее конце. Это сделка с дьяволом – вы получаете лайки за свой контент, но одновременно они же разъедают вашу эмоциональную связь с творчеством. Вы постепенно превращаетесь в завод по производству контента, где качество сменилось на количество.

Кто на новенького?

Мода на креативность постепенно проходит. На смену ему уверенно шествуют врачи, программисты и инженеры. Причина выбора более “прикладных” факультетов банальна – возможность в будущем получить работу. Как оказалось, креатив не в силах остановить пандемию и войну, отсюда и тренд на более понятные и практичные профессии. Спрос на креативные профессии тает на глазах. Главный вопрос: создали ли мы что-то стоящее за этот короткий период? Посмотрим через 20 лет.

Иллюстрации: Сергей Юн

Похожее