Звуки природы, кашель и пение мамы: интервью с участниками Batyr Lab 2023

Batyr Lab – трехлетний проект фонда Батырхана Шукенова. Это образовательно-практическая платформа, которая делится актуальными знаниями с композиторами Центральной Азии. Для участия в проекте не обязательно иметь высшее образование, главное – талант и готовность учиться. Создатели Batyr Lab верят в локальных авторов и их экспертизу. В образовательной программе 2023 года менторами стали Акмарал Мерген и Эмиль Досов. Акмарал – композитор, выпускница Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и Musicians Institute в Голливуде. Не так давно она работала над музыкой для фильма “Қаш”. Эмиль – опытный музыкальный продюсер, композитор, сооснователь проекта The Buhars. В креативных мастерских приняли участие 20 человек из Бишкека, Ташкента и разных городов Казахстана. В период обучения ребята посещали мастер-классы по музыкальному продюсированию, менеджменту, пиару, авторскому праву и другим специальностям. 21 сентября в live-формате прошла закрытая презентация выпускных работ. Специально к завершению Batyr Lab 2023 мы взяли интервью у участников проекта, поговорили о полученных знаниях, возникших трудностях и деталях релизных работ.

Аршат Хайролла, ARShAT (Мастерская Эмиля Досова)

Өз туралы
Ақтөбе қаласы, Ойыл ауданында дүниеге келдім. Тоғызыншы сыныпта Алматыға келіп, Т.Қ.Жүргенов атындағы ҚазҰӨА “музыкалық театр актері” мамандығына оқуға түстім. Кейінірек Мәскеудегі П.М.Ершов атындағы театр өнері институтында оқуын жалғастырдым. Екі жылдан кейін университетті бітірмей Алматыға келдім. Соңғы екі-үш жылда ән жаза алмадым, әртүрлі аранжировка жасаттық, түрлі жанрларды салып көрдік, бірақ «кілтті» таба алмадым. Batyr Lab туралы біліп, Эмиль Досовтың шеберханасына кіруге құмар болдым. Ол тамаша дыбыс инженері және тәлімгер, маған бұл адаммен жұмыс істеу бұйырды.

О себе
Родился в Актобе. В девятом классе переехал в Алматы и поступил в КазНАИ имени Т. К. Жургенова, на специальность “актер музыкального театра”. Позже продолжил обучение в Московском институте театрального искусства имени П. М. Ершова. Через два года вернулся в Алматы, так и не окончив университет. В последние пару лет не получалось написать песню, придумывал разные аранжировки, экспериментировал с жанрами, но не мог найти “то самое”. Узнав об инициативе Batyr Lab, загорелся желанием попасть в мастерскую Эмиля Досова. Он отличный звукоинженер и наставник, мне повезло работать с ним.

Қатысу не берді?
Эмиль Logic бағдарламасын пайдалану жолын терең түсіндіріп, пайдалы амалдарды көрсетті. Камалдиннің арқасында мен әртістерді дұрыс насихаттауды және тректерді “жылытуды” үйрендім. Жалпы, мен техникалық жағынан жетілдім.

Что дало участие?
Эмиль углубленно объяснил, как пользоваться программой Logic, и показал полезные “фишки”. Благодаря Камалдину научился правильно продвигать артистов и “прогревать” треки. В общем, прокачался в техническом плане.

Қиындықтар
Мен тұрақсыз адаммын. Batyr Lab мені тәртіпке келтірді. Бірақ, мен кейде кешігіп қалып жүремін.

Сложности
Я нестабильный человек. Участие в Batyr Lab дисциплинировало меня. Хотя до сих пор иногда опаздываю.

Шығарылым жұмысы туралы
Өлен Oshtim, аудармасы “Погас” – менің еңбегім. Ол әртісттің өшу, көп көрінбей кету туралы. Жазу кезінде қазақтың аспаптары мен табиғат дыбыстары қолданылды, сол арқылы ішкі тәжірибелерді қосқым келді. Қос алдын ба, білмеймін, бірақ жасалған жұмыстарға ризамын.

О релизной работе
Песня Oshtim – в переводе “Погас” – работа, над которой я трудился. Она об угасании артиста, его уходе. При написании использовались казахские инструменты и звуки природы, через которые хотелось отразить переживания. Не знаю, получилось или нет, но проделанной работой я доволен.

Әділбек Қайролла (Мастерская Акмарал Мерген)

О себе
Я композитор. Часть детства провёл в небольшой деревне в Павлодарской области. Школу и колледж окончил в Павлодаре. Учусь в Астане на третьем курсе Казахского национального университета искусств на факультете композиции. Играю на фортепиано. Хотел попасть в проект еще в прошлом году, когда ментором был Санжар Байтереков, но не успел. Благодаря предоставленной возможности получилось совместить академические знания с диджитал-инструментарием и создать что-то новое.

Что дало участие?
Осознанность. Стал серьезнее подходить к созданию проектов, задумываться о составляющей и целостности концепции.

Сложности
В целом сложностей не было. Приходилось бороться с ленью. Иногда не знал, что писать. Было непросто совмещать проект с учебой и работой. Благодарен за поддержку и советы ментора, которые помогли справиться со многими трудностями.

О релизной работе
Проект называется su. Это мини-альбом из четырех треков. Он о времени, когда наступят засуха и дефицит природных ресурсов. Первый трек – köbelek. По названию можно подумать, что он про красивое, но на деле – это иллюзия о будущем, розовые очки. Второй трек называется su. Он разделен на две части: жизнь и смерть. Описывает настоящее и будущее. Третий – şöl. Он про экологические проблемы и заболевания. В нем можно услышать, как я кашляю, дышу. Четвертый трек – dünie – эдакое наставление. Он отличается более традиционным исполнением, несет в себе ценности и мудрость предков. Почти во всех треках в качестве перкуссии использовались звуки пластика и железных банок.

Қуанышбек Нұрғазы (Мастерская Эмиля Досова)

Өз туралы
Ақтөбе қаласынан боламын. Т. Қ. Жүргенов атындағы ҚазҰӨА актерлік өнер мамандығы бойынша білім алдым. Қазір TOBE шығармашылық бірлестігінің әртістімің және LAB 316 тәуелсіз театр труппасының мүшесімін. Мен жаңа нәрсені ашып, білімімді өзіме жат салада дамытқым келеді сонымен қатар, осындай бағдарламалар менің әлеуметтік ортамды кеңейтіп, идеялармды өмірге әкелуге ықтимал болады. Сондықтан, мен Batyr Lab-та қатысып жатырмын.

О себе
Я из Актобе. Обучался актерскому мастерству в КазНАИ имени Т. К. Жургенова, с 2021 года занимаюсь музыкой. Сейчас я участник творческого объединения TOBE и член независимой театральной труппы LAB 316. Мне хотелось открыть для себя что-то новое, получить знания, расширить круг общения и воплотить идеи в жизнь. Поэтому и участвую в Batyr Lab.

Қатысу не берді?
Мен қарым-қатынас дағдыларын дамыттым және музыканы насихаттауды үйрендім. Batyr Lab-та музыкалық бастамамды таптым деп айта аламын.

Что дало участие?
Развил коммуникационные навыки, научился продвигать музыку. Можно сказать, что в Batyr Lab я обрел свое музыкальное начало.

Қиындықтар
Ешқандай қиындық болған жоқ, ұйымдастыру жоғары деңгейде болды. Наргиз мен Камилаға еңбектері үшін алғыс айтқым келеді. Сабақ кестесі дұрыс құрылған: сабақтың басынан бастап тамақ беруге дейін.

Сложности
Сложностей не было, организация – на высшем уровне. Хочется поблагодарить Наргиз и Камилу за их работу. Стоит отметить расписание, оно было составлено грамотно: от начала занятий и до подачи еды.

Шығарылым жұмысы туралы
KÚI альбомы – менің Batyr Lab аясында шығарылған жұмысым. “Күй” сөзі дәстүрлі музыкалық шығарманы немесе адамның эмоционалдық күйін білдіреді. Мен үш күйді негізге алдым: теріске шығару, ашулану, қабылдау және оларды музыка арқылы жеткізім келді.

О релизной работе
Альбом KÚI – моя релизная работа в рамках Batyr Lab. Слово “күй” означает традиционное музыкальное произведение или эмоциональное состояние человека. За основу альбома я взял три состояния – отрицание, гнев, принятие – и попытался передать их через музыку.

Дамира Арманова, Domire (Мастерская Акмарал Мерген)

О себе
Меня зовут Дамира, в этом году оканчиваю консерваторию. Занимаюсь композицией с первого курса. Люблю сочинять и создавать – от рисования до пения. Еще на втором курсе узнала о Batyr Lab, но тогда пройти отбор не получилось. Не ожидала, что в итоге попаду в проект. Благодарна за возможность раскрыть свое творчество в новом свете. Думаю, без этого из меня получился бы неудачный артист.

Что дало участие?
Изначально я академический композитор. В мастерской научилась создавать электронную музыку и рисовать обложки. Мне открылся доступ к ранее неизвестному обществу художников и артистов. Теперь понимаю, как все устроено.

Сложности
Сроки – главная сложность. Но я смогла сделать все, что задумывала. Участие в проекте такого масштаба меня немного пугало. Надеюсь оправдать ожидания.

О релизной работе
Qūt – мини-альбом с уклоном в казахскую мифологию и духовность. В него вошли три трека в стиле арт-поп. Мне хотелось поделиться частичкой своей души, успокоить людей, воодушевить, помочь увидеть себя в моих песнях.

Нұрбек Елемесов, dudeontheguitar (Мастерская Эмиля Досова)

Өз туралы
Оңтүстікте, Сарыағаш қаласында туғанмын. 2015 жылы Алматыға келіп, бағдарламашы мамандығына түстім. Кейінірек музыкаға қызығушылығым басталды, сол кезде мен Арбатта шығып жүрдім. Музыкалық білімім болмағасын, өзімді жаңа нәрседе сынап көрейін деп шештім. Музыкамен айналысып жүргеніме төрт жыл болды. Осы уақыт ішінде екі альбом мен бірнеше сингл шығардым.

О себе
Родился на Юге, в городе Сарыагаш. В 2015 году приехал в Алматы и поступил на программиста. Позже увлекся музыкой и стал выступать на Арбате. Решил попробовать себя в чем-то новом, хотя музыкального образования у меня не было. Уже четыре года занимаюсь музыкой. За это время успел выпустить два альбома и пару синглов.

Қатысу не берді?
Batyr Lab-та мен музыкалық дүниетанымымды өзгерттім, музыка тарихын зерттеп, техникалық дағдыларымды жетілдірдім және әнді туынды ретінде ұсынуды үйрендім.

Что дало участие?
За время практики в Batyr Lab я изменил свое музыкальное мировоззрение, изучил историю музыки, подтянул технические навыки и научился представлять песню как продукт.

Қиындықтар
Тақырыпты таңдау. Сабақ кезінде аздаған қиындықтар болды, бірақ барлығы жақсы өтті.

Сложности
Выбор темы. Встречались небольшие сложности во время обучения, но в целом все прошло нормально.

Шығарылым жұмысы туралы
Qūlağym sende – үш әннен тұратын шағын альбом. Онда мен халық орындаушыларымыздың шығармаларының пайдаландым. Бірінші әнге Роза Бағланованың шығармасын, екінші Дина Нұрпейісованың күйін таңдадым, ал үшіншісімен әлектену тура келді. Көмек сұрап, анама келдім, ол машинасымен тігу кезінде маған “Көк өрік” әнін айттып берді. Ойдағыдай, студияға барып дауысын жаздырдым.

О релизной работе
Qūlağym sende – мини-альбом из трех песен. В нем я использовал фрагменты произведений наших народных исполнительниц. Для первой песни сэмплировал композицию Розы Баглановой, для второй – кюй Дины Нурпеисовой, а с третьей пришлось повозиться. За помощью обратился к маме, она спела мне “Көк өрік”, пока вышивала на машинке. Песня подошла идеально, поехал в студию и записал ее голос.

Дарья Спивакова (Мастерская Эмиля Досова)

О себе
Я профессиональный психотерапевт. Провожу иммерсивные перформансы, увлекаюсь видео-артом, пишу музыку в стиле эмбиент. В своем искусстве исследую смежные области человеческого восприятия, тайного опыта и сакральных связей с природой. Я много работаю с текстами, исследованиями, эмпирическим опытом. Было желание структурировать свою практику, сделать мою музыку доступнее для слушателя и узнать, как работает музыкальная индустрия.

Что дало участие?
Пока не знаю, нужно чуть больше времени, чтобы осознать результат. Думаю, после шоукейса можно будет сделать какие-то выводы.

Сложности
Наверное, это личные ожидания. У меня был небольшой разрыв между изначальной идеей и тем, что в итоге получилось. Важно было позволить проявиться тому, что происходило само по себе.

О релизной работе
Это двухчасовой эмбиент альбом – tumbleweed dreams guide. Он основан на полевых записях, сделанных в пригороде Алматы, и моем контакте с казахскими этническими инструментами (кобыз, шанкобыз, жетыген и домбра). Звуковые ландшафты, общей продолжительностью в 30 часов, были записаны в степи, у водохранилищ и дорог. В течение долгого времени я старалась “раствориться” в природе и почувствовать ее характер. Было важно создать проект, способный вызвать у слушателя поток бессознательных образов и ощущение близкого контакта с природой.

Касым К., yourfriendkas (Мастерская Акмарал Мерген)

О себе
Я аудиовизуальный артист. В своих работах больше отталкиваюсь от образов, нежели от звуков. Для меня важно раскрыть публике свой исследовательский интерес, донести идею произведений. Я был наслышан о Batyr Lab, давно хотел поучаствовать. Честно говоря, высоких надежд пройти отбор не было. Рад, что в итоге попал в мастерскую Акмарал.

Что дало участие?
Я увидел, насколько разнообразна музыкальная сцена Центральной Азии. Благодарен за новые связи и сотрудничество с людьми, болеющими своим делом. Мне был важен менторский аспект, возможность обсудить идеи и перенять опыт.

Сложности
Нехватка времени. Работаю пять дней в неделю, хотелось бы больше посвящать себя творчеству. Еще было сложно писать, самостоятельно я бы не взялся за такую амбициозную работу. Большую мотивацию создали поддержка и ранее упомянутое менторство. Мне понравилось, что особое внимание уделили развитию слабых сторон артистов.

О релизной работе
Релизная работа посвящена повседневности, общественным местам и моментам, которые мы чаще всего не замечаем. Мое произведение – ода ностальгии по городским деталям. Кабинам алматинских автобусов с личными интерьерами водителей, продавцам книжек в подземных переходах, пенсионерам, играющим в нарды. Хорошо, что многие вещи, вроде “гоняющих” водителей общественного транспорта и ловли такси “с руки”, пропали. Несмотря на негативные аспекты, важно помнить об этих культурных особенностях и неформальном взаимодействии с ними. Аудио проекта отражает мои чувства, личные переживания. Видео – фактаж, документация происходящего.

Едиге Несипбек, edigee (Мастерская Акмарал Мерген)

О себе
Родился в Павлодаре, живу в Алматы. Я кинооператор, сейчас занимаюсь диджеингом, в свободное время обучаю этому других. В какой-то момент понял, что хочу заниматься музыкой серьезнее, но до конца был не уверен, стоит ли участвовать в проекте. Решил испытать удачу, подал заявку. Когда узнал результат, меня будто окатили холодной водой.

Что дало участие?
До сих пор “перевариваю” знания, полученные в Batyr Lab. Участие в проекте дало кучу полезных знакомств и научило структурировано подходить к работе. Самое главное, что приобрел – уверенность. Я научился слушать себя, мне этого не хватало. Ответственность перед другими помогла достичь поставленных целей.

Сложности
Соблюдение сроков и поиск идеи. Привык к горящим дедлайнам, это моя комфортная среда. В ней я продуктивен и могу выдавать максимум. Самое сложное – делать первые наброски. Дурные мысли одолевают меня, если что-то не получается, но, попав в нужное русло, могу сутками не выходить из студии. Даже бесит, когда отвлекают от работы звонками или пишут не по делу.

О релизной работе
Была цель создать синтез казахской традиционной культуры и современной электронной музыки. Собрание наработок, сэмплов и звуков домбры, напомнило мне то, как шьют “құрақ көрпе” из разных материалов. Поэтому я решил назвать свой сборник Quraq. В него вошло три произведения. Первое – Bipl – переосмысление старой казахской песни, которую часто исполняли на тоях. Второе называется так же, как и альбом – Quraq. Оно собрано из записей друзей и этнических музыкантов. Основной мотив задает “шіңкілдек” – казахский музыкальный инструмент, чем-то похожий на укулеле. И третий трек – Kedey Zary, за основу которого взят кюй Курмангазы. Он получился быстрый, местами агрессивный. Получилась современная интерпретация, напоминающая о тех же людских проблемах.

Ахмет Нургазин (Мастерская Акмарал Мерген)

О себе
Родился и вырос в Алматы. С детства больше увлекался историей и искусством, а не цифрами. Себя вижу как композитора, немедийную личность, остающуюся за кулисами. Участие в Batyr Lab казалось мне перспективной возможностью. Хотелось заявить о себе и найти контакт с людьми, разделяющими общие интересы. Понравилась организация проекта. Приятно, когда тебе уделяют столько внимания. Моим ментором была Акмарал Мерген, удивительный человек с “заразительным характером”, я определенно перенял от нее какие-то качества.

Что дало участие?
Массу навыков, в которых до этого не было необходимости. Развил коммуникационные способности, стал больше разбираться в музыкальной сфере.

Сложности
Самое сложное – начать. Это барьер, после преодоления которого все трудности решаются сами собой.

О релизной работе
Работа вдохновлена моим увлечением кино. До сих пор помню свой первый поход в кинотеатр, взаимодействие изображения и музыки поразило меня. Именно на этом строится релизная работа. Это совместный проект с моим знакомым режиссером. В его концепции лежит тема движения и его разнообразия. Дал послушать музыку режиссеру, он совместил ее с тем, что его волновало. Получился интересный симбиоз.

Похожее