Мультфильмы про секс, алкоголь и прочую грязь: фильмография Ральфа Бакши

Взрослая анимация сегодня – востребованный жанр, но 60 лет назад мало кто решался создавать такое. Жесткие правила запрещали затрагивать политику и социальные вопросы, использовать похабные шутки, ненормативную лексику, сексуальный контент, насилие и чрезмерную сатиру. В 1968 году случилось ключевое событие – в США отменили Кодекс Хейса (этический свод правил в кинематографе). Теперь у авторов были развязаны руки. Одним из пионеров взрослой анимации стал Ральф Бакши – мультипликатор, режиссер, сценарист и автор мультфильма “Властелин колец”.

Ральф Бакши родился в 1938 году на территории Подмандатной Палестины. В 1939-ом его семья эмигрировала в США, подальше от ужасов Второй мировой войны. Мальчик рос в бруклинском гетто, среди простых афроамериканцев. Он полюбил комиксы настолько сильно, что ради них даже копался в мусорках. В 15 лет Бакши украл из библиотеки книгу Джина Бирнса – Complete Guide to Cartooning и начал активно рисовать. Позже, из-за плохого поведения, парня перевели из средней школы Томаса Джефферсона в Манхэттенскую школу индустриального искусства. Новое учебное заведение Бакши окончил с отличием.

Terrytoons и Paramount Pictures

Первый рабочий опыт художник получил в мультипликационной студии Terrytoons. Сначала Бакши убирал пыль с целлулоидов, потом его повысили до покрасчика. Параллельно парень развивал свой художественный стиль и практиковался анимировать. Он также рисовал небольшие комиксы и делился идеями с начальством, но всерьез его не воспринимали. В 1959 году Бакши присоединился к команде аниматоров, в 1963 году стал режиссером. Несмотря на новую должность, художнику не хватало творческой свободы. Он хотел заниматься не только анимацией, но и написанием сценариев, созданием музыки и т.д. Постепенно дела у Terrytoons становились все хуже, их подход считали банальным и старомодным. После очередной неудачной встречи с начальством Ральф решил показать наброски своего карикатурного проекта о супергероях – The Mighty Heroes. Концепт одобрили, мультсериал запустили в производство, а Бакши назначили креативным директором. The Mighty Heroes оказался коммерчески успешным проектом, но художнику по-прежнему не хватало контроля. Позже он покинул Terrytoons и присоединился к Paramount Pictures в качестве руководителя отдела анимации. На новом месте Бакши проработал всего восемь месяцев.

Bakshi Productions

В 1968 году мультипликатор основал студию Bakshi Productions. Первой работой компании стал анимационный сериал о Робине Гуде в футуристичном сеттинге – Rocket Robin Hood. Эту работу Бакши предложил новый партнер – продюсер Стив Кранц. Студия также занималась вторым и третьим сезонами мультсериала Spider-Man (1967). Это тот, что разошелся на мемы. Коммерческие проекты приносили неплохую прибыль, но Бакши давно мечтал создать что-то личное.

Приключения кота Фрица

В планах у мультипликатора было выпустить мультфильм об уличной жизни – “Трудный путь”. Но, по совету Кранца, сначала нужно было “заявить о себе”. Он предложил начать с экранизации комикса. Выбор пал на “Приключения кота Фрица” Роберта Крамба, произведение об антропоморфном коте и его вульгарных похождениях. Примечательно, что полицейские в нем изображены в виде свиней, а афроамериканцы – в виде черных воронов. Во время работы над экранизацией между автором комикса и режиссером было много разногласий. Релизная версия настолько не понравилась Крамбу, что тот решил убить кота Фрица в сиквеле. Дебютный мультфильм Ральфа Бакши стал первой анимационной работой с рейтингом X (18+).

Трудный путь

За прошедшее время Бакши успел познакомиться со Стивеном Спилбергом, Мартином Скорсезе и Френсисом Фордом Копполой. В 1972-ом он наконец начал делать “Трудный путь”. Одно из главных вдохновений – пинбол, любимая аркадная игра автора. Мультфильм повествует о непростой жизни художника из Нью-Йорка по имени Майкл Корлеоне. Парень родом из скандальной итало-еврейской семьи шатается днем и ночью по городу в поисках злополучных приключений. В ходе фильма он пытается заработать себе на жизнь и переехать в Калифорнию вместе со своей возлюбленной афроамериканкой. Как и первая картина режиссера, “Трудный путь” стала хитом. Ее хвалили как зрители, так и критики. Анимационный фильм Бакши – микс реальных и рисованных кадров. Большинство задников – фотографии Нью-Йорка, а действие одного из эпизодов происходит на картине Эдварда Хоппера “Полуночники”. После этого проекта Бакши перестал работать с Кранцем из-за денежного конфликта.

Чернокожие

В 1973 году Бакши совместно с продюсером “Крестного отца” Альбертом Радди начал производство нового мультфильма. В его основе лежал сборник историй Джоэля Харриса – “Сказки дядюшки Римуса” – о рабах южных штатов США. Фильм хотели назвать ‘Harlem Nights’, но в ходе производства ему придумали другое название – ‘Coonskins’ (“Чернокожие”). Публика восприняла сатирическую анимационную комедию весьма негативно. Из-за использования блэкфейс, высмеивания “белых”, мафии и евреев многие сочли картину оскорбительной и расистской. Одна из главных целей режиссера – разрушить героический образ мафиози, который сложился у зрителей благодаря “Крестному отцу”. Стоит отметить, что над мультфильмом также работали афроамериканские художники, в том числе и первая темнокожая девушка-мультипликатор – Бренда Бэнкс. Как и в предыдущей работе автора, здесь использовались фотографии и реальные видео.

Эй, хорошо выглядишь

“Эй, хорошо выглядишь” – мультфильм о нью-йоркских бандах. Работа над ним началась в 1973 году и длилась девять лет. За это время концепция проекта кардинально поменялась. “Эй, хорошо выглядишь” должен был стать смесью лайв-экшена и мультипликации. Однако, из-за финансовых трудностей, опасений Warner Bros. и прочих проблем с реализацией, фильм полностью переделали в анимационный. Ральф Бакши профинансировал проект из своего кармана, лишь бы закончить картину. К сожалению, проект не обрел большой популярности. Одна из причин – недостаток инноваций и нарративная схожесть с предыдущими мультфильмами.

Властелин колец

Следующей знаковой работой мультипликатора стала “Властелин колец” 1978 года – экранизация романов “Братство Кольца” и “Две крепости” Джона Р. Р. Толкина. Это первый анимационный фильм, полностью выполненный в технике ротоскопинга. Режиссер активно использовал ее в своем предыдущем фэнтезийном проекте “Волшебники”. “Властелин колец” Бакши оказал огромное влияние на Питера Джексона и его экранизацию. Благодаря ему он познакомился с произведением Толкина. Новозеландский режиссер даже постарался скопировать некоторые кадры в кинотрилогии. Также в 80-х по мультфильму Бакши выходили лицензированные комиксы.

Поп Америка

После “Властелина колец” мультипликатор решил вернуться к чему-то личному и экспериментальному. В 1979-ом он начал работу над анимационным мюзиклом о еврейских иммигрантах. Действие “Поп Америки” затрагивает разные временные периоды: Первая мировая война, Великая депрессия, Вторая мировая война, Война во Вьетнаме, становление хиппи и др. При создании мультфильма Ральф Бакши продолжает использовать ротоскопинг. В саундтрек вошли песни Джими Хендрикса, Боба Дилана, Jefferson Airplane, The Velvet Underground, The Doors, Heart, Sex Pistols и др.

Огонь и лед

Будучи хорошими друзьями, Ральф Бакши и художник Фрэнк Фразетта давно хотели поработать вместе. В 1982 году они начали работу над анимационным фэнтезийным экшеном в духе Конана-варвара – “Огонь и лед”. Для придания сценам реалистичности режиссер снова использовал ротоскопинг. Познакомившись с техникой, Фразетта удивился тому, насколько сильно рисуемые им формы гипертрофированы. Также в фильме присутствует много эротики – деталь, присущая обоим художникам.

Параллельный мир

“Параллельный мир” – последняя крупная работа Ральфа Бакши. Он хотел добиться такого визуального результата всю свою карьеру. Главный герой картины – ветеран Второй мировой, которого играет Брэд Питт. Он попадает в автокатастрофу и попадает в сюрреалистичный мир с нарисованными персонажами. Изначально мультипликатором задумывался совершенно иной сюжет, но сын президента Paramount Pictures Фрэнк Манкузо втайне переписал сценарий. Студия пригрозила Бакши судом, если тот не возьмется за его реализацию. В итоге аниматорам не предоставили сценарий, и Бакши сказал команде сделать что-нибудь смешное. “Параллельный мир” оправдал лишь половину заявленного бюджета.

В конце концов Ральф Бакши завершил карьеру мультипликатора. В нулевых он начал преподавать анимацию и рисовать картины на продажу. Позже он принял участие в создании одного из эпизодов “Рена и Стимпи”. В 2016-ом на его YouTube-канале вышел короткометражный мультфильм Last Days of Coney Island, средства для которого были собраны на краудфандинговой платформе Kickstarter.

Похожее