Эволюция костюмов в кино Йоргоса Лантимоса

В 2023 году в мировой прокат вышел новый фильм режиссера Йоргоса Лантимоса – “Бедные-несчастные”. У фильма семь номинаций на “Золотой глобус”, победа в двух номинациях “Лучший фильм – мюзикл или комедия” и “Лучшая актриса – мюзикл или комедия”, “Золотой лев” Венецианского кинофестиваля, также его назвали одним из 10-ти лучших фильмов 2023 года, по версии Американского института кино и Национального совета по рецензированию. Судя по прогнозам, картину ждут еще награды за костюмы. Особенно впечатляют образы главной героини в исполнении Эммы Стоун. Одета она эксцентрично и впечатляюще, как и подобает сюрреалистическому сай-фаю викторианской эпохи. К сожалению, в Казахстане “Бедные-несчастные” в прокат не вышел. Пока мы ждем цифрового релиза, вспомним эволюцию костюмов в фильмах Йоргоса Лантимоса на примере его работ “Клык” и “Фаворитка”. Рассмотрим костюмы, которые передают атмосферу и раскрывают драматургию.

Белый “Клык”

Йоргос Лантимос – представитель так называемой “греческой странной волны”. Неоднозначный термин, с которым ее представители часто не согласны. Европейские критики называют их так за абсурдизм, эстетику кризиса, перформативность и малобюджетность. В 2009 году фильм “Клык” победил в секции “Особый взгляд” Каннского кинофестиваля и попал в финальный список международных номинантов на “Оскар”. Действие фильма разворачивается в стерильном доме с тропическим садом, бассейном и высоким забором. Находится он на окраине неизвестного города. Отец, мать и трое взрослых детей (две сестры и брат) живут в этом герметичном пространстве, в изоляции от внешнего мира. Здесь своя утопия, созданная отцом и поддерживаемая матерью. Они даже используют свой словарь, который искажает привычное значение слов, и ритуалы вроде просмотра домашней хроники вместо кино.

Художником по костюмам выступила гречанка Элли Папагеоргакопулу. Костюмы, как и пространство картины, максимально стерильны и лишены какой-либо индивидуальности. Они условно современные, повседневно-бытовые и чаще всего белые. В контрасте с ярко-зеленым тропическим садом, они напоминают древнегреческую скульптуру. В кино к белому относятся с осторожностью, но у Лантимоса в первом же кадре одна из сестер стоит в белом, в белой ванной комнате. В саду брат доблестно убивает “страшного” и “опасного” зверя, проникшего в их сад извне – кошку, делает он это также в белом. Отец намеренно испачкал свою белую рубашку красной краской, чтобы в очередной раз подкрепить один из созданных им мифов об “опасности” внешнего мира. Полностью в белое одета и Кристина – охранница, которую отец периодически привозит для удовлетворения сексуальных потребностей сына. В этой тоталитарной системе, созданной главой семейства, будто бы есть своя негласно принятая униформа. Это особенно заметно в сценах, где семья вместе. В данном случае белый не олицетворяет что-то светлое, скорее – пустое. Белый здесь стирает индивидуальность и не дает герою возможности проявить характер.

Шахматная партия в “Фаворитке”

Как и в “Клыке”, в “Фаворитке” также демонстрируется символ власти и подчинения – черная повязка на глаза. Одна из первых сцен “Клыка” созвучна и с началом “Фаворитки”: героиню Эммы Стоун везут в карете с завязанными глазами. Борьба за власть – один из главных мотивов “Фаворитки”. В отличие от отстраненного камерного “Клыка”, “Фаворитка” – это исторический костюмный фильм. Действие фильма разворачивается в самом начале XVIII века в Великобритании. Страна находится в состоянии затяжной войны с Францией. В центре сюжета – треугольник отношений между страдающей от болезней и одиночества королевой Анной, ее доверенным лицом – фавориткой леди Мальборо и новой служанкой Абигейл Хилл.

Художник по костюмам “Фаворитки” – многократная лауреат “Оскара” и BAFTA – Сэнди Пауэлл. Ранее она отвечала за костюмы в “Орландо”, “Авиаторе”, “Волке с Уолл-стрит”, “Влюбленном Шекспире” и т.д. Несмотря на то, что фильм – о реальных исторических личностях, в нем нет стремления к достоверности. Костюмы –
это скорее вольная и смелая интерпретация Пауэлл. Графичные, черно-белые костюмы усиливают ощущение конфликта и гротескности фильма. На подготовку у художницы были шесть недель и небольшой бюджет. Элементы костюмов и крой реконструированы с исторической точностью, но используются неожиданные материалы и цветовые решения. Например, костюмы прислуги перешиты из состаренных естественным путем джинсов, купленных в комиссионных магазинах. Отделка мужских и женских костюмов привилегированного класса выполнена из перфорированного винила. Из него также сделаны повязка на глаз леди Мальборо, чокеры и фонта́нжи – головные уборы на французский манер. Такие анахронизмы стирают временные границы и подчеркивают доминантность гротеска над историчностью.

В качестве референсов – Лантимос порекомендовал обратиться к фильму “Шепоты и крики” Ингмара Бергмана и произведениям художников золотого века голландской живописи. Костюмы здесь нужны для полного раскрытия характера персонажей. Мужской жюстокор (кафтан) и кюлоты в сочетании с высокими кожаными сапогами подчеркивают жесткий характер и смелость леди Мальборо. Динамику развития героини Эммы Стоун можно проследить через смену костюмов. В начале – это грязное сизое платье, дополненное скромной соломенной шляпкой; потом – униформенное синее платье; дальше – светское черное, цвета вороньего глаза; и в конце – белое, в четкую контрастную черную полоску, и высокий фонта́нж на голове. Страдающая подагрой и капризная королева Анна большую часть времени – в “уставшем” халате и детском чепчике. В мужских персонажах больше феминности – мягче линии, больше игривости, и отсутствуют контрасты, присущие костюмам женских персонажей. Их образы будто цитируют ироничный детектив Питера Гринуэя – “Контракт рисовальщика” с его утрированными силуэтами. Общая картина создает впечатление шахматной доски с фигурами. Это словно шахматная партия, в которую режиссер играет то ли сам с собой, то ли со зрителем.

Похожее