Все, что нужно знать о грайме: Kahn и MC Strategy на вечеринке ZVUK в Алматы

Восьмого марта в Event Space Forum пройдет первая в этом году вечеринка ZVUK. При поддержке British Council в Алматы впервые представят двух грайм-исполнителей: диджея и продюсера Kahn и MC Strategy.

В конце девяностых и начале нулевых Англия стала центром танцевальной музыки. Джангл, драм-энд-бейс и, конечно, гэридж – все это Британия. Многое вышло на международную сцену, но что-то уперто продолжает жить андеграундом, во многом благодаря Лондону. Речь не про красивую картинку с Биг-Беном, Тауэрским мостом и красной телефонной будкой. Настоящий Лондон – это грязь, серость, мрак, прокуренные холодные стены пабов и скитающаяся от безделья молодежь в грязных дырявых футболках и серых рабочих джинсах. На этой почве развивается культура.

В этих условиях появился и грайм – смешение британской электроники и хип-хопа. В нулевые жанр продвигали через нелегальные радиостанции, хотя у него даже названия не было. В интервью The Guardian, авторы книг ‘Inner City Pressure: The Story of Grime’ и ‘Grime Kids’ – Дэн Хэнкокс и Даррен Джозеф – считают, что термин “грайм” придумали джанглисты. “Они пытались сделать гэридж, но все испортили и получили ‘грязь’ (с англ. grime – грязь)… Я нашел интервью с рэпером Nasty Jack в 2004 году, где он говорит, что большая часть грайма делается в той части Лондона, где стоят грязные муниципальные помещения, кишащие социальными проблемами. Жить тут совсем не хочется. И он был счастлив называться граймом”, – говорит Дэн Хэнкокс.

На первый взгляд, грайм от обычного хип-хопа отличается не сильно. Иногда его и вовсе называют “британским рэпом”. Жанр развивался под влиянием британского джангла, американского хип-хопа и R&B. Получилась смесь из британского гэриджа, регги, дэнсхолла и хип-хопа. Проще говоря, это ритмичный речитатив поверх британской электронной музыки, обычно на скорости 140 ударов в минуту. Музыка агрессивная, энергичная и мрачная. Поклонники жанра больше ценят интенсивную “сырую” атмосферу, нежели вылизанную аранжировку. Тексты всегда дерзкие и откровенные, часто – социальные, про проблемы молодежи в британском обществе. В частности, это возможность для темнокожих сообществ заявить о насилии по отношению к ним.

Пионерами жанра считают Wiley, Lethal Bizzle и Dizzee Rascal. Wiley вовсе называют “крестным отцом грайма”. В 2002 году его сингл Eskimo был распродан многотысячным тиражом, невиданный успех для андеграунд-сцены того времени. Его треки Wearing My Rolex, Never Be Your Woman, Heatwave вошли в десятку лучших хитов UK Singles Chart. Дебютный сингл Lethal Bizzle – Pow! занял 11-е место в чартах Великобритании, несмотря на запрет трансляции в клубах и на радио. Dizzee Rascal вошел в Топ-40 Великобритании с его дебютным альбомом Boy in da Corner. В 2003 году он получил премию Mercury Prize 2003 года. Некоторые считают, что обложка Boy In Da Corner заложила моду грайма: спортивные костюмы, толстовки и кроссовки.

Грайм-артисты хоть и используют остроумную игру слов и метафор, из-за агрессивной подачи и упоминания насилия в текстах их выступления часто закрывали. В 2005 году в Англии действовала форма 696, которая затрудняла развитие “черных” жанров. Это был документ, который использовала полиция для контроля деятельности ночных клубов Лондона. Владельцы обязаны были предоставлять всю информацию о запланированных мероприятиях и концертах: какая музыка будет звучать, целевая аудитория и этническая принадлежность аудитории. Естественно, форму 696 раскритиковали за расистский тон и в 2008 году ее отменили.

Сейчас грайм не ограничен границей Великобритании. Например, Skepta можно встретить на фите у A$AP Rocky, а клипы Stormzy набирают сотни миллионов просмотров на YouTube. Сейчас появляются десятки новых поджанров (Darkside, Eskibeat, Gangsta Grime) и гибридных форм (Post-grime, Baile grime). По словам Микаэла Райли, директора исследовательского отдела черной музыки британского университета, грайм бросил вызов современной музыке. “Здесь был совершенно иной процесс производства, другой подход к лирике и этике выступлений на сцене”.

Похожее