Game changer: дебютный показ Весна-Лето 89 Мартана Маржела

Мартан Маржела – бельгийский модельер, новатор и загадка в мире моды. Желая оставаться анонимным, он никогда не выходил на поклон на показах, не фотографировался, а интервью давал исключительно по факсу, используя вместо местоимения “я” местоимение “мы”. Даже в документальном фильме о его персоне в кадре были показаны лишь руки мастера. “Я хотел ассоциироваться только лишь с созданным мной продуктом, а не торговать лицом”.

Дебютный показ Маржела был прорывом для модной индустрии 80-х годов. Он проходил в старом парижском театре Cafe De La Gare, в четвертом округе (вместо привычного для домов моды первого). Эта норма редко нарушалась – редакторы и представители прессы привыкли к почти королевскому обращению. Часто расположение мест и условия размещения подстраивались под их статус и значимость. А Маржела провел показ на своих условиях. Пока гости прибывали, из динамиков доносился гул команды за кулисами, завершающей все дела перед началом показа. Казалось бы, незначительный момент. Но он идеально вписался в общую картину и желание Мартана вывести рабочий процесс на передний план. Он создал из показа перформанс, где всё внимание обращено на результат искусного ручного труда.

Под громкую музыку группы The Velvet Underground вышла первая модель. Она была без рубашки, в простых белых брюках и ставшей культовой обуви таби. Прическа выглядела растрепанной, а макияж – небрежным, что не соответствовало образу подиумной модели 80-х. К тому же для этого показа Мартан выбрал не топ-моделей, а обычных людей с улицы. Следующие несколько образов повторяли первый – простая белая одежда. Акцент в коллекции был сделан на форму и крой, а также детали, ставшие знаковыми для ДНК бренда – открытые швы, необработанные края, тонкие заостренные плечи (или “плечо Маржела”). Палитра показа менялась от белого к красному, от красного к черному. В красной части на моделях были маски-вуали на всё лицо, которые в будущем будут также ассоциироваться с брендом Маржела. Еще одна деталь анонимности и ореола таинственности Маржела, контрастирующая с культом популярности дизайнеров того времени.

На подиуме лежал длинный отрезок белой ткани, по которому ходили модели и оставляли красные следы в форме таби. Впоследствии эту ткань с отпечатками использовали для создания образов в следующей коллекции. Одежда, созданная вручную дизайнером и его командой, была скорее творческим продуктом. Она не была коммерческой или носибельной. Благодаря таким мелочам его работы являются особенными – в них всегда присутствует постоянный акцент на нематериальности. Они вдохновляют на размышления, а не на потребление, что полностью противоречит принципам работы модной индустрии.

До появления Мартана Маржела состояние модного сообщества было основано на неоспоримой силе славы. Он же в каком-то смысле вернул модную индустрию на землю. Дизайнер наглядно показал, что выражать себя через моду может каждый, причем осознанным художественным путем. Нет больше необходимости быть рок-звездой, если твои работы содержательные и концептуальные. Этот показ открыл нам новатора в мире моды, дал надежду современным дизайнерам на возможность заявить о себе, своём продукте, на реальность решения проблем модной индустрии. Сегодня их потенциал действительно безграничен, и в некотором смысле мы должны поблагодарить за это Мартана Маржела.

Похожее