Искусство Узбекистана и Каракалпакстана: согдийские шелка, запрещенный авангард и картина за £900000

Когда-то давно китайский генерал, исследуя близлежащие края по указу императора, увидел на своем пути прекрасные города-оазисы. Император попытался заполучить в свое владение территории древней Ферганской долины – результатом сражений стали договоренности о торговых маршрутах. Во втором веке до н.э. Китай открыл свои границы, и через них был проложен Великий шелковый путь, соединивший Восток и Запад. Рим, Греция и Индия были конечными пунктами назначения. Пути к ним пролегали через древнюю Согдиану и ее богатейшие культурные центры – Самарканд и Бухару, в которых было широко развито строительство и ремесленничество. Ковры необычайной красоты, изысканные расшитые шелка и другие центральноазиатские товары высочайшего качества достигали берегов Средиземноморья, где они и сохранились в музейных коллекциях как исторические артефакты той эпохи.

Произведения узбекского творчества высоко ценятся и по сей день. Многие международные коллекционеры, интересующиеся восточной культурой, имеют в своем владении ковры и шелка, датируемые 1700 – 1900 годами. Большинство предметов приобретается за тысячи долларов на аукционах ценных текстилей и мусульманского искусства, организуемых Christie’s и Sotheby’s в Лондоне и Нью-Йорке. Самый известный коллекционер национального антиквариата Узбекистана за его пределами – Гидо Голдман. В 90-х годах он увидел в квартире друзей картину Василия Кандинского “Утренний час” с изображенными на ней всадниками, одетыми в бухарские халаты. Это вдохновило Гидо на создание коллекции узбекских текстилей 19-го века. Позднее, в 2005 году, часть собрания Голдмана была подарена Гарвардскому музею искусств.

Василий Кандинский “Утренний час”

Еще одним почитателем узбекского колорита стал американский художник Роберт Раушенберг. В 1988 году он представил публике серию коллажей под названием “Самаркандские швы”. Для их создания были использованы приобретенные во время поездки в Узбекистан ткани. Один из экземпляров “Самаркандских швов” был куплен Нью-Йоркским музеем современного искусства. Работы Раушенберга популярны на международной арене, и значимая их часть находится в частных и государственных коллекциях. Некоторые из коллажей доступны для приобретения и оцениваются стоимостью до 70 000 долларов США.

Через 11 лет после выставки Раушенберга, по другую сторону океана немецкий современный художник Георг Базелитц пишет картину под названием Die Erste Weibliche Usbekische Traktoristin. На стиль художника большое влияние оказали графика советского периода и труды русских авангардистов. В 1999 году полотно “Первая узбекская женщина-тракторист” было выставлено в Копенгагенской галерее, а затем отправилось в руки частного коллекционера, где и находилось до 2013 года. Картина ушла “из-под молотка” за 206 500 фунтов стерлингов 18 октября в Лондоне, на торгах Sotheby’s.

Георг Базелитц “Первая узбекская женщина-тракторист”

Такие события в мире искусства заставляют задуматься над вопросами о значении культуры Узбекистана в мировом контексте: что привлекает художников, коллекционеров и музеи в эстетике этой центральноазиатской страны; когда началась мода на узбекские ковры и изображения городов, стоявших на величайшем торговом пути в истории; в чем заключается потенциал Узбекистана на международной сцене искусств?

Узбекистан, будучи жемчужиной Центральной Азии, привлекает путешественников со всего света своим изобилием исторических памятников всех эпох и периодов. В средние века, во время правления Великого Тамерлана, в Самарканде были собраны лучшие зодчие Востока. Узбекский колорит впитал в себя все виды мастерства и учений, существовавших на этой территории. Приезжавшие этнографы, писатели и живописцы были поражены яркостью и своеобразием страны, вклад в культуру которой внесли древние персы, арабы, а позднее и русские.

Во второй половине 19-го века российский художник Василий Верещагин посещает Ташкент и Самарканд. Впечатленный окружающей его атмосферой, художник пишет 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка, изображая на них атрибуты и аспекты жизни восточных людей. В 1873 году “Туркестанская серия” была показана в Хрустальном дворце Лондона. Годом позже ее приобрел Павел Михайлович Третьяков за 92 000 рублей серебром (приблизительно 1650 килограммов чистого серебра). Несмотря на то, что в Российской Империи художественное общество с неприятием отнеслось к “Туркестанской серии”, именно эти работы Верещагина заложили основу для нового направления в Русской школе живописи, получившего распространение среди художников последующих поколений.

Возможно, рассказы о деньгах, уплаченных за эти произведения с экзотическими сюжетами, повлияли на интерес к пленэрам на Ближнем Востоке. Художники один за другим отправлялись в экспедиции, по следам Василия Васильевича – в Самарканд. На рубеже веков древний город привлекал таланты и выходцев из лучших художественных училищ: Павла Бенькова, Виктора Уфимцева, Усто Мумина, Чингиза Ахмарова и многих других. Перечисленные авторы впоследствии остались в Узбекистане и вошли в Союз художников Узбекской ССР, а некоторые из них стали членами творческого объединения “Мастера нового Востока”.

Выходец из Ферганы – Александр Николаевич Волков – один из самых ярких представителей объединения, как и узбекского искусства 20-го века в целом. Художник родился в 1886 году, получил высшее образование в художественном училище при Императорской академии художеств, в классе Владимира Маковского. Александр Николаевич также обучался в частной школе М. Д. Бернштейна, где преподавали Николай Рерих, Леонид Шервуд и Иван Билибин. На стиль художника оказали большое влияние русские модернисты – Врубель, Кандинский, Малевич и Татлин. Волков любим ценителями авангарда и символизма за творения, отображающие смешение духа Востока с его текстилями (икаты, сюзане и др.) и западной школой живописи. Наследие узбекского кубо-футуриста регулярно выставляется на зарубежных выставках наряду с картинами Пикассо, Брака и Шагала. В 1960 году несколько холстов его авторства было приобретено коллекционером Георгием Костаки. Сейчас они находятся в Государственном музее современного искусства в Салониках (Греция).

Сегодня гуаши, акварели и пастели Александра Волкова оцениваются в десятки тысяч фунтов стерлингов, в то время как цены на работы маслом исчисляются сотнями тысяч. Один из рисунков в узнаваемом полугеометрическом стиле, датируемый 1921 годом, был выставлен на Christie’s в 2014 году. В каталоге обозначалась приблизительная стоимость в 80 000 – 120 000 фунтов стерлингов. В конечном итоге “Караван” ушел “из-под молотка” за 386 500 английской валюты, что превышает верхний “эстимейт” более чем в три раза. Рекордная сумма в 909 000 фунтов стерлингов была уплачена за картину под названием “Слушают Бедану” (лондонский аукцион MacDougall’s, декабрь 2011 года). Такие цены на международных торгах – хороший показатель того, что творчество Волкова пользуется большим спросом, а крупнейшие коллекционеры готовы платить баснословные деньги за его художественные работы раннего периода.

Александр Волков “Слушают Бедану”

Произведения Александра Волкова, Николая Карахана, Урала Тансыкбаева и других представителей узбекской творческой интеллигенции можно увидеть в галереях по всему миру. Самое крупное собрание работ этого периода находится в Нукусе столице республики Каракалпакстана (суверенная республика в составе Узбекистана), в Государственном музее искусств имени И. В. Савицкого.

Этот “центральноазиатский центр Помпиду”, спрятанный в пустыне от социалистического режима и репрессий, содержит уникальную коллекцию запрещенной советской живописи и графики 1920 – 1960 годов. Второе по величине в мире собрание авангардного искусства Советского Союза привлекает туристов со всего света. Музей рассказывает историю одного страстного коллекционера – Игоря Савицкого – сумевшего создать учреждение, позволяющее современным творцам и искусствоведам региона учиться на теориях футуристов, супрематистов и кубистов первой половины 20-го века.

Александр Волков “Караван”

Наличие подобных музеев повышает уровень художественной образованности населения и стимулирует традицию меценатства. Сегодня духовные потребности общества растут, а сохранение статуса одного из главных культурных центров Центральной Азии требует серьезных капиталовложений. Государственные органы Узбекистана активно поддерживают деятельность в сфере искусства через проведение выставок и фестивалей, создана программа по поощрению филантропии. В октябре 2019 года был принят закон, согласно которому, предприятиям и людям, вложившим средства в художественную и архитектурную сферы, полагаются налоговые льготы и награды. Бизнесмены, инвестирующие в искусство Узбекистана, не только приносят пользу обществу, но и наделяются финансовыми привилегиями благодаря законодательству.

Тем не менее в стране имеются и проблемы в культурной сфере. На протяжении нескольких эпох немалое количество рукописей, предметов декоративно-прикладного искусства, старых монет и живописи различных периодов массово вывозилось за границу древней Согдианы, позже – Туркестана и современного Узбекистана. В местных музеях бывали случаи замены предметов искусства подделками. Меценаты могут помочь государству посредством возврата ценных экспонатов, вывезенных из страны, или покупкой современного оборудования для научно-исследовательской экспертизы, а также финансированием образовательных учреждений, готовящих специалистов для работы в музеях. При вложении в размере более 10 000 долларов США каждому юридическому и физическому лицу будут предоставлены вычеты из налогов объемом 75 процентов от суммы вклада. Льгота не может составлять более 15 процентов от общего дохода лица, но в случае предоставления культурных ценностей государству может быть увеличена до 35 процентов.

Другим способом монетизации вложений в искусство Узбекистана может стать создание частного музея, открытого для публики, как это делают западные филантропы Бернар Арно, Франсуа Пино, Миучча Прада и другие. Примером на территории Узбекистана служит Центр исламской культуры в Ташкенте, включающий в себя музей и библиотеку. Его деятельность влияет на растущий интерес к Узбекистану со стороны жителей других стран и к развитию туризма.

Узбекская эстетика с древности привлекала внимание ценителей прекрасного и самобытного. Главные объекты желания – бухарские текстили, древние изделия, созданные умелыми ремесленниками, живопись и многое другое. Это, в совокупности с благоприятной средой для меценатства, заставляет задуматься о потенциале коллекционирования узбекского искусства, будь то шелковые изделия, туркестанский авангард или творения современных мастеров.

Похожее