Бишкекская фотолаборатория на дому: интервью с Аку Шаршеевой

Аку – энтузиастка, стремящаяся к расширению творческих горизонтов Кыргызстана. Погрузившись в занятие пленочной фотографией и осознав всю скудность локальных услуг, она поняла, чем хочет заниматься. Сейчас Аку продает пленку и камеры, а также предоставляет услуги фотолаборатории у себя на дому. Ее целеустремленность – пример для подражания. Поговорили с Аку о “пленочной” ситуации в Кыргызстане, призрачных черепах на снимках, редких находках и услугах ее домашней лаборатории.

О себе

Меня зовут Аку, мне 21. В прошлом году окончила Школу Дизайна НИУ ВШЭ в Москве и считаю себя креативным разнорабочим. На первом курсе я осознала, что фотографировать на телефон – для меня недостаточно. Хотелось чего-то большего. Будучи студенткой, позволить себе хорошую цифровую камеру я не могла. В качестве альтернативы одногруппница посоветовала попробовать пленочную фотографию.

Актуальность “пленки”

Пленочная фотография учит терпению и новому видению. В катушке пленки – всего 24 или 36 кадров. Ограниченность заставляет внимательнее смотреть на мир вокруг. Прежде чем нажать на кнопку затвора, ты останавливаешься и фокусируешься на моменте. Именно этого не хватает современному человеку.

Первая катушка

Однажды решила купить нетипичную для меня пленку Kodak Ultra Max 400. С ней я отправилась в первую поездку в Санкт-Петербург. Была поздняя осень, стереотипно холодно и серо. Всю поездку фотографировала на пленку. Как только начала активно снимать на фотоаппарат, исчезла привычка фотографировать на телефон. Меня поразил результат – теплые пленочные кадры, несмотря на меланхоличные пейзажи. Поездка такой мне и запомнилась. На последних четырех кадрах катушки – моя первая пленочная фотосессия. Местом съемки стала душевая кабина в общаге, где мы переклеили занавеску для душа, имитируя белый фон. Я одела подругу в свои вещи и накрасила, как умела. Экспериментируя со светом, я приклеила втулку туалетной бумаги к фонарику телефона. Происходящее казалось дешевой постановкой, но результат на пленке получился “как надо”.

Таинственный силуэт в отражении

Во время первого локдауна из-за COVID-19 я не успела вылететь в Кыргызстан. Пришлось жить одной в общаге. Перед закрытием всех магазинов успела сбегать в любимый пленочный магазин и купить пару катушек. Иметь запас – означало ощущать себя в безопасности. Заводская пленка часто дорого стоит, поэтому пришлось обойтись намоткой. В пленочных лабораториях есть практика: самостоятельно наматывать пленку на б/у катушки. Чтобы они соответствовали новому содержимому, на них приклеивают обновленные этикетки. Тогда я не знала об этой важной особенности и практически сразу отклеила их. Проявив пленку через пять месяцев, я получила суперстранные кадры, которых никогда раньше не видела. С бликами, разводами, в непонятной цветовой гамме. А на фотографиях в зеркале был силуэт, напоминающий череп. Долгое время тусоваться в одиночестве, а потом увидеть непонятные вещи на отснятой пленке – жутко. Через некоторое время я поняла, что это был абажур для люстры, отражающий свет. Оторванная этикетка сыграла со мной злую шутку. К каждой пленке необходим свой подход.

Популярность “пленки” в Кыргызстане

Популярность пленочной фотографии напрямую зависит от экономической ситуации в стране. После коронавируса пленку можно причислить к роскоши. Рынок и комьюнити у нас только формируются, и мне приятно стоять у истоков. Местные энтузиасты обращаются ко мне; получилось, что я – “старичок” среди новичков. Люди доверяют моей экспертности и прислушиваются к советам. Нам легко найти общий язык, потому что все мы – плюс-минус ровесники.

Фотолаборатории Кыргызстана

В Бишкеке действительно сложно достать пленку. Как таковых фотолабораторий по принципу “загуглил-пришел-купил” у нас нет. Камеры иногда можно найти в “модных” магазинах, но они часто оказываются сломанными или работают плохо. Вероятность купить исправную технику “с рук” или на барахолке – 50 на 50. Какой-то хитрой формулы успеха нет, но советую брать с собой батарейки для проверки.

На данный момент есть две действующие лаборатории, обе – 80-90-х годов. Хозяева – взрослые мужчины, не особо открытые к молодежи. Они привыкли к монополии и практически не развивают свой сервис. Последний раз обращалась к ним в 2019 году. Все печально. Качество не отвечает стандартам картинки: ни по разрешению, ни по цветам. Тогда у меня родилась идея о собственной фотолаборатории.

Крутые находки

В 2018 году нашла Canon Canonet QL17 за три тысячи сомов на Lalafo (местный аналог OLX). Цена на такую камеру может достигать 300 долларов. Была приятно удивлена находке, так как подобные механические камеры не часто встретишь в наших краях. В “союзное” время заграничные камеры считались дипломатической роскошью, поэтому обычные граждане пользовались “Зенитами”, “Чайками”, “Сменами”.

Услуги Аку

В 2022 году, по возвращении в Бишкек, я вспомнила про свою мечту. Во-первых, мне не хотелось расставаться с пленочной фотографией. Во-вторых, никто не мог закрыть мою потребность в нормальной проявке. Было решено действовать самостоятельно. Родные отнеслись к этому неоднозначно – они не понимали, зачем мне возиться с непонятными химикатами, когда можно работать по профессии.

В студенческие годы я уже оказывала определенные услуги, но хотелось расширить список. Сначала был онлайн-магазин пленочных фотоаппаратов, затем начала проявлять пленку для себя, позже – для друзей и их знакомых. Вскоре сарафанное радио сделало свое дело. Сейчас занимаюсь продажей камер, пленки, проявкой и сканированием, провожу мастер-классы, читаю лекции и выступаю в качестве приглашенного спикера.

Чувства от работы с чужой пленкой

Это волшебное чувство. Мне приоткрывается дверь в чужую жизнь. Это история про доверие ко мне. В прогулках по городу бывает забавно узнавать людей, которых ты видела на клиентской пленке. При этом они тебя совсем не знают, а ты успела подробно рассмотреть их при сканировании. Рука автоматически поднимается поздороваться, но я себя останавливаю, вспоминая, что мы не знакомы.

Мастерская и другие планы на будущее

Сейчас я двигаюсь к расширению своей мини-лабы. В последнее время приходит все больше и больше пленок. Зачастую не успеваю быстро их проявить, так как работаю одна, и все процессы проходят вручную. Скоро у меня появится дополнительное оборудование, которое позволит ускорить работу. Мне мало просто коммерческой лаборатории. В Бишкеке не хватает творческих мест притяжения, и передо мной стоит задача интереснее: создать культурное пространство. На данный момент мой формат – открытая мастерская внутри собственной квартиры. Люди, оказываясь здесь, практически сразу чувствуют себя расслабленно и защищено. Так легче усваивать информацию и проживать новый опыт. Ради этой затеи я даже переехала в квартиру побольше. Сейчас провожу мастер-классы по цианотипии, консультирую и принимаю клиентов, предоставляю пространство для мастер-классов и лекций. В планах – наполнить пространство большей творческой жизнью: организовывать выставки, кинопоказы, собрания книжного клуба. Мне бы хотелось создать некое творческое объединение, в рамках которого будет исследоваться современная кыргызская культура. Благо, уже есть отклик. Это не просто далекий, призрачный силуэт, а конкретная цель.

Автор фотографий: Аку Шаршеева

Похожее