Снобы советуют: “Киногид извращенца” Славоя Жижека

“Кино – это предельно извращенное искусство. Оно не дает вам то, что вы желаете, оно говорит вам, как желать” – С. Жижек

Славой Жижек – современный словенский философ, марксист, авторитетный “левак” и медиа-инфлюенсер. Его работы вдохновлены психоанализом Лакана и философией Гегеля. Хаотичный ход мыслей Жижека сложно описать словами. Философ часто противоречит себе и обосновывает это тем, что так он поддерживает мыслительный процесс. За свою карьеру Жижек написал более 30-ти трудов и разработал четыре киносценария. “Киногид извращенца” и “Киногид извращенца: Идеология” – его наиболее популярные работы. В них показано, как можно осмыслять сложные идеи посредством кино. В киногидах философ делится личным мнением, указывает на проблемы, рассказывает о скрытых смыслах, деталях и отсылках. Над фильмами Жижек работал совместно с режиссером Софи Файнс. Главной задачей авторов было доказать, что психоаналитическая кинокритика – лучшая форма критики. По их мнению, это лучший способ изменения точки зрения зрителя.

Киногид извращенца (2006 г.)

Документальный фильм разделен на три части. В первой Жижек исследует теорию Фрейда: Эго, Супер-Эго, Ид, влечение к смерти и либидо. Во второй – тематику фантазий и проявления сексуальности на примере фильмов Линча, Тарковского, Хичкока, Ханеке и Бергмана. В третьей – обсуждает внешность и ее обманчивость за пределами кино. Интересно, как Жижек “играет” с гендерной динамикой. В “Киногиде извращенца” показана совместная работа двух полов, а снят он мужчиной, не желающим понимать женщин. Философ объясняет, как планета хочет свести мужчин с ума в “Солярисе” Тарковского, почему птицы атакуют персонажей в “Птицах” Хичкока и как много “Фрейда” и “Лакана” в фильмах Линча. Кино, о котором рассказывает Славой Жижек, лучше смотреть до ознакомления с документалкой.

Киногид извращенца: Идеология (2012 г.)

“Я уже и так постоянно ем из этой мусорки. Имя этой мусорке – идеология. Материальная сила идеологии заставляет меня не замечать, что же я ем на самом деле” – С. Жижек.

В “Идеологии” раскрываются личные убеждения философа. Жижек рассматривает в ней не только кино, но и другие поп-культурные объекты (Coca-Cola, Starbucks и др.). Например, в одном из эпизодов он рассказывает, как группа Rammstein через творчество сексуализировала нацистскую идеологию и символику. Кадры с Жижеком выглядят как пародии на фильмы, которые он обсуждает (“Чужие среди нас”, “Титаник” и др.). Автор воссоздает своеобразную театральную постановку, разбавляя сложные темы юмором.

Похожее