Снобы советуют: трагический финал в документальном фильме The Strange Case of Yukio Mishima

The Strange Case of Yukio Mishima (Странное дело Юкио Мисимы) – это документальный фильм, снятый режиссером Полом Шрейдером в 1985 году. Шрейдер взял за основу книгу “Последний самурай” (The Last Samurai), написанную Киоширо Матсушитой и Коидзуми Якумо. В ней рассказывается о последних днях Мисимы, а также о его философии и причинах, побудивших его к самоубийству. Фильм состоит из четырех частей: “Будет ли дождь?”, “Желание насилия”, “Патриот” и “Харакири”. Каждая часть рассказывает о разных аспектах жизни и работы Мисимы, его внутренних конфликтах и финале его жизни – ритуальном самоубийстве сэппуку. Фильм смешивает драматические сцены, интервью с людьми, которые знали Мисиму, и отрывки из его произведений, чтобы показать сложный и многогранный образ писателя. Шрейдер стремился показать Мисиму не только как писателя, но и как символ японского общества, сталкивающегося с противопоставлением традиционных ценностей и современности.

Юкио Мисима (настоящее имя Кимото Киоширо) – японский писатель, романист, драматург, актер, кинорежиссер и общественный деятель. Родился 14 января 1925 года в Токио, в семье чиновника. Детство писатель провел у бабушки, женщины жесткой и авторитарной. Ее строгое воспитание внушило ему чувство долга, чести и воинской доблести, а также уважение к традициям и истории Японии. Ее влияние сформировало мировоззрение и характер Мисимы, включая его понимание чести и роли воина. В своих работах он затрагивал эти темы, а также изучал сексуальность.

В 1949 году вышел его первый роман – “Исповедь маски”. По сюжету книги, юноша по имени Юкитиро страдает от своей гомосексуальности и мечтает о социальной адаптации. Это как будто автобиография, тонко завуалированная под роман. В ней отражены личные конфликты и внутренние раздумья автора. В романе раскрываются корни эстетической чувствительности, связанной с сексуальностью Мисимы, – его главной одержимостью. Он чувственно принял идею смерти, популярную во время войны, когда самопожертвование казалось неизбежным. Красота наиболее прекрасна, когда она преходяща, особенно на пороге разрушения, считал Мисима. Это порождало фантазии о храбрых воинах и их гибели. Будучи хилым, писатель восхищался красотой мужского тела, чего ему самому не хватало.

В 60-е творчество Мисимы сменило направление. Он, будучи известным как эстет и романтик, внезапно начал заниматься политикой. В последние 10 лет своей жизни он стал увлекаться бодибилдингом, чтобы нарастить мускулы на своем хрупком теле. Он начал загорать на солнце и организовал группу студентов университета, которых тренировал. Цель этой группы, названной “Щит”, – помощь армии в случае коммунистической революции. Он стремился вернуться к старым самурайским идеалам “гармонии пера и меча” в надежде быть воспринятым как “человек действия”. Превращение в воина было его целью: он хотел стать чем-то красивым, ради чего стоило умереть. Его интерес к сэппуку (ритуальное самоубийство самураев) только рос. Мисима снялся в короткометражном фильме “Патриотизм”, где сыграл эту сцену.

25 ноября 1970 года Мисима и четверо его самых верных товарищей из “Щита” напали на армейскую базу в Токио, похитили командира и заставили его собрать гарнизон. Они пытались устроить переворот, выступая против правительства, поддерживаемого США. Мисима критиковал солдат за покорность и призывал вернуть императору его довоенный статус бога-императора и национального лидера. Вначале гарнизон молчал, но вскоре заглушил его криками. Мисима вернулся в зал и сказал: “Не думаю, что они меня слышали”. Глубоко одержимый ультраправыми идеями и желанием драматично уйти из этого мира, он покончил с собой, совершив сеппуку. Будучи эстетом, Мисима желал сделать этот процесс красивым. После того как самурай вонзает себе в живот меч, его товарищ должен одним движением снести ему голову. Но зрелище было отвратительным: Мисима пришлось долго корчиться из-за неуклюжих попыток снести ему голову. Дело закончилось, когда голову Мисима отрубил человек с более твердой рукой.

Его ритуальное самоубийство вызвало шок и удивление в Японии и за ее пределами. Некоторые видели в этом акт истинного самурая, воплощение его убеждений и идеалов. Другие считали его поступок экстремистским и безумным. Известно одно – смерть Юкио Мисимы стала частью легенды, порождая все больше мифов вокруг его фигуры. Этот “красивый” акт самопожертвования до сих пор заставляет задуматься о природе творчества, мотивации и истинных ценностей. “Харакири иногда делает тебя победителем” – Юкио Мисима.

Похожее