Монтаж на лоскуты: первые женщины в экспериментальном кино

В диалоге о кинорежиссерах в основном говорят про мужчин, женщины упоминаются реже. Даже в СССР, где были равные права у мужчин и женщин (на бумаге), говорят про Вертова, Эйзенштейна, Кулешова, а не про Преображенскую и Барскую (была одной из первых, кто снимал детское кино в СССР). Похожая ситуация была и на Западе. Монтаж и склейка пленки считались женским делом – как шитье. Режиссер Cью Фридрих часто говорила об этой проблеме, отмечая недостаточное внимание, уделяемое монтажерам, особенно в эпоху немого кино. Благо, в конце 60-х новые аудиовизуальные технологии открыли новые возможности. В результате родилось понятие “видео-арт”. Кино и телевидение стали новыми пространствами искусства, где женщины смогли свободно выражать себя как художники. Рассказали о недооцененных женщинах-режиссерах и тех, кто снимал кино во время второй волны феминизма (60-80-е гг.).

Барбара Хаммер

Хаммер – нью-йоркская феминистка и значимая фигура в ЛГБТ-сообществе. Она снимала фильмы о личных историях, политике, войне, сексе, теле и проблемах, связанных с ВИЧ-инфекцией. Хаммер превосходно монтировала и управлялась с камерой, экспериментировала с разными техниками и форматами съемки. Советуем посмотреть ‘NO NO NOOKY T.V.’ и “Лесбийские поцелуи”. Первая – экспериментальная короткометражка, где тема секса раскрывается через необычные изображения и “грязный” текст. Вторая – документалка о культуре геев и лесбиянок в Америке.

Майя Дерен

Дерен считается одной из родоначальниц американского авангардного кино. Ее мужем был чешско-американский фотограф, кинорежиссер и оператор Александр Хакеншмид. Вместе они работали над фильмом “Послеполуденные сети”. В свое время проектом вдохновлялись Дэвид Линч и Ингмар Бергман.

Мари Менкен

Режиссерская карьера Менкен началась в 1945 году. Она была близкой подругой Энди Уорхола и снималась в его фильмах. Стэн Брэкидж и Йонас Мекас хвалили Мари за технику и контроль над камерой, называя ее революционной фигурой 60-х. В фильме ‘Visual Variations on Noguchi’ Менкен использовала новую технику “ручной камеры” и создала портрет работы Ногучи в движении. Этот подход часто использовался Жан-Люком Годаром в 60-х.

Эбигейл Чайлд

В своих работах Чайлд прибегает к нетрадиционному монтажу, использует фрагменты из повседневной жизни и уделяет особое внимание звуку. Кроме того, Эбигейл написала несколько книг о своих проектах и увлекается экспериментальной поэзией. Она снимала фильмы об американских СМИ и культуре 80-х. Например, ‘Prefaces’ собран из коротких фрагментов с бибоп-ритмами, а также диалогов между Эбигейл Чайлд и поэтессой Ханной Вайнер.

Сью Фридрих

Фридрих снимала экспериментальное кино о квир-сообществе и современной американской культуре. В работах, полных сентиментальности, она часто использует кадры-воспоминания из жизни. Например, в короткометражке ‘Rules of the road’ Сью тоскует по своей бывшей партнерше. Она считала, что труд монтажеров должен цениться так же, как работа композиторов и сценаристов. Добиться этого она хотела за счет нестандартного монтажа в своем творчестве.

Ивонн Райнер

Райнер была хореографом и танцевала в стиле авангард. Она увлеклась кино, потому что через танцы ей было трудно полностью выразить себя. В своих работах Ивонн исследовала личную идентичность, воспоминания, политику и социальные проблемы.

Джани Гейзер

Гейзер родилась в 1953 году, в 30 переехала в Нью-Йорк и начала продюсировать независимые фильмы. За время пребывания в “Большом яблоке” Джани создала множество работ, где использовались необычный монтаж, стоп-моушн, коллажирование и анимация. Из-за обилия античных объектов и старых виньеток, проекты Гейзер выглядят как личные воспоминания автора и зрителей.

Похожее