Невышедшая “Дюна” Ходоровски: Сальвадор Дали с жирафом, Pink Floyd и Мик “Джаггер-Харконнен”

Роман Фрэнка Герберта “Дюна” – ключевая работа в научной фантастике, вдохновившая многих творцов и авторов. Его экранизацией занимались не только Дени Вильнев и Дэвид Линч, но и чилийский режиссер-авангардист Алехандро Ходоровски. С успехом второй части “Дюны” Вильнева мы решили рассказать о неслучившейся экранизации Ходоровского, амбициях режиссера и влиянии наработок на кинематограф.

Алехандро Ходоровски занимался экранизацией “Дюны” в начале 70-х, но ее отменили из-за финансовых проблем. Проект должен был стать крупнейшей работой в жанре научной фантастики. Вот что о нем говорил режиссер: “При работе над ‘Дюной’ у меня были большие амбиции. Что я хотел, это создать пророка… чтобы изменить молодые умы всего мира. Для меня ‘Дюна’ станет приходом бога, художественного, кинематографического бога. Для меня это было не просто созданием картины. Это было чем-то глубже. Я хотел создать нечто священное, свободное, с новой перспективой. Открыть мысль!”

Ходоровски считает, что “Дюна” Вильнева – индустриальное кино, которое не способно повлиять на человечество так, как авторское. “Форма полностью идентична всему, что можно увидеть везде. Освещение, актерская игра – все предсказуемо”, – считает Алехандро. Своей экранизацией он хотел изменить отношение людей к кино и переосмыслить подход к просмотру. В его планах было создать эстетичную духовную картину, напоминающую галлюцинации, вызванные ЛСД. Сценарий фильма сильно отличался от первоисточника, у актеров была полная креативная свобода. При его написании авангардист даже не читал роман Герберта, он отталкивался от рассказов близкого друга.

Сальвадор Дали

Испанский сюрреалист был требовательным. Он считал себя умнее и опытнее режиссера. Дали должен был исполнить роль императора Шаддама IV и стать главной звездой фильма. За одну минуту работы на съемочной площадке ему полагалось 100 тысяч долларов. Среди его требований также были полный контроль над своим персонажем и особые реквизиты, вроде фигуры жирафа и трона-туалета в виде пересекающихся дельфинов.

Бронтис Ходоровски

Ходоровски часто давал детские роли своим отпрыскам. В фильме “Святая Кровь” снимался его сын Аксель, а в “Кроте” – Бронтис. Второй должен был исполнить роль Пола Атрейдеса. Алехандро готовил сына два года, морально и физически. Он хотел сделать из него настоящего Атрейдеса, знающего боевые искусства.

Орсон Уэллс

Уэллсу предложили роль барона Владимира Харконнена. Ходоровски объяснял это тем, что барон – массивный, тяжелый и почти весь фильм летает. Орсон Уэллс идеально подходил для этой роли. Проблема была в том, что актер не хотел сниматься в “Дюне” Ходоровски. Режиссер пообещал Уэллсу, что наймет на площадку повара из его любимого гурме-ресторана в Париже, и Уэллс согласился.

Мебиус

Жан Жиро aka Мебиус – один из величайших комиксистов Франции. За короткий срок он создал около 3000 раскадровок для “Дюны” Ходоровски. Действие начиналось с длинного непрерывного кадра, вдохновенного сценой из “Чужестранца” Орсона Уэллса. Заканчивалось все превращением Пола Атрейдеса в разумную планету, распространяющую позитивные вибрации по галактике. Эта версия никак не связана с романом Герберта. Так как “Дюна” Ходоровски не вышла в свет, множество наработок использовалось в научно-фантастическом комиксе “Инкал” – совместной работе Мебиуса и Ходоровски.

Крис Фосс

Крис Фосс – британский художник, рисующий преимущественно в стиле sci-fi. Он работал над иллюстрациями к романам Айзека Азимова и линейными рисунками для революционного секс-руководства “Радость секса”. Ходоровски нанял Фосса для создания дизайнов космических кораблей. Свой выбор он объясняет так: “Я хотел драгоценностей… чтобы насытить жаждущие резервуары психическими секрециями”.

Мик Джаггер

Джаггер и Ходоровски встретились на мероприятии в Париже. Режиссер пригласил музыканта в свой фильм и предложил ему роль Фейд-Рауты Харконнена. Джаггер согласился, а Аллен Клейн (бывший менеджер The Rolling Stones) выделил 750 тысяч долларов на бюджет проекта.

Pink Floyd

Ходоровски хотел, чтобы Pink Floyd записали альбом специально для “Дюны”. Впервые режиссер встретился с музыкантами в студии “Эбби-Роуд”. Тогда Алехандро был крайне возмущен реакцией музыкантов на его предложение. Участники группы ели бургеры и почти не обращали внимания на предложение режиссера. Ходоровски ожидал от них большей серьезности и заинтересованности. Разозлившись, он накричал на них. Ребята сразу прекратили есть и стали внимательно слушать Алехандро. Кстати, в трейлере к “Дюне” Вильнева звучит песня Pink Floyd – Eclipse.

Ходоровски внес огромный вклад в кинематограф. Его “Дюна” способствовала появлению “Звездных войн”, “Чужого”, “Бегущего по лезвию”, “Терминатора” и других произведений. Одни считают “Дюну” Ходоровски ненадежным, чересчур амбициозным и далеким от первоисточника проектом. Другие – одним из самых влиятельных произведений в кинематографе. Вероятно, с предполагаемой длительностью в 14-20 часов и бюджетом в 15 миллионов долларов (~ 90 миллионов в пересчете на сегодняшний день), фильм бы действительно провалился в прокате. Массовый зритель просто не осилил бы авангардистское видение режиссера. Стандартный хронометраж даже не спас “Дюну” другого режиссера-сюрреалиста – Линча.

Похожее